Как подключить реверсивный магнитный пускатель

Установка и подключение
комментариев 15
31300 просмотров

Реверсивный магнитный пускатель применяется для пуска асинхронного электродвигателя  в двух направлениях вращения- в прямом и обратном. О технических характеристиках и о том, как работает магнитный пускатель рекомендую прочитать в нашей предыдущей статье.

Принцип работы

Реверсивная схема состоит из двух одинаковых пускателей. Один из которых при включении запускает электромотор в одну сторону, а второй- в обратную. По сути подключается также как и два одиночных. С той лишь разницей, что будет одна общая кнопка «стоп» и две пусковые  кнопки «Назад» и «Вперед». А также применяются дополнительно блокировки: электрическая и механическая, для того что бы избежать возникновения короткого замыкания или аварийной ситуации при одновременном включении двух пускателей.

Почему  возникнет КЗ? Для того что бы изменить вращение асинхронного электрического двигателя на противоположное, необходимо две фазы поменять местами. Например, на первом пускателе фазы подключены по очередности «А»- «В» -«С», то на втором что бы поменять направление вращения, нужно подключить по очередности «С»- «В» -«А», или «В»- «А»- «С», либо «А» -«С»- «В». Заменой двух фаз и занимается второй пускатель в схеме. А значит при одновременном выключении двух произойдет межфазное короткое замыкание. Что бы этого избежать, при помощи постоянно замкнутых контактов при включении магнитного пускателя делается разрыв цепи управления второго или электрическая блокировка. Но есть и механическая. Суть ее в том, что при включении одного пускателя- второй при помощи механического устройства блокируется.

Если Вы никогда не подключали пускатели, рекомендую сразу собрать схему состоящую из одного, что бы понять принципы работы, потом гораздо легче будет собрать реверс. Незабываем установить тепловое реле на  фазы, отходящие к электродвигателю для его защиты . Рекомендую прочитать нашу статью «Схема подключения пускателя и теплореле«.

Можно поступить проще, купив в сборе в одном металлическом или пластиковом корпусе собранный реверсивный пускатель с кнопками. реверсивные пускатели в сбореВам останется только подключить провода электропитания и к тепловому реле- кабель на электромотор.

Схема реверсивного магнитного пускателя

Собрать схему несложно будет самостоятельно большинству людей. Единственное Вы должны учитывать, что механическую блокировку своими руками не сделать- необходимо приспособление заводского изготовления. В принципе достаточно будет и правильно собранной электрической блокировки.

Реверсивная схема включения пускателейНачнем рассматривать описание схемы  с силовой части. На автомат приходит три разноименные фазы. Желтая «А», зеленная «В» и красная «С». Далее они идут на силовые контакты двух пускателей с обозначением КМ1 и КМ2. С другой стороны делаются 3 перемычки между центральными зелеными фазами, и между желтой на первом и красной на втором, а также между красным на первом и на втором желтым.

Далее фазы идут на электродвигатель через тепловое реле, которое контролирует ток только в 2 фазах. В контроле третей нет необходимости, потому что все три фазы тесно взаимосвязаны между собой. Проще говоря, рост тока в одной  вызывает тоже самое в другой. Если ток потребляемый двигателем вырастет за безопасные пределы происходит размыкание цепи питания обоих катушек сразу.

Схема управления выполняет функцию включения-отключения силовых контактов КМ1 и КМ2. Она состоит из кнопок, блок контактов и катушки, которая при подаче на нее напряжения втягивает якорь, замыкающий контакты. При ее отключении  размыкаются  КМ1 или КМ2 под действием возвратной пружины.

Описываемая схема с катушкой на 380 Вольт, которая запитывается от 2 разных фаз. Если на катушке указано рабочее напряжение 220 Вольт, тогда для подключения используйте любую одну фазу и ноль.

В нашем случае одна зеленая фаза через контакт теплового реле идет напрямую на первые контакты обоих катушек.

Другая фаза на вторые контакты идет через общую кнопку «Стоп». И далее делаются перемычки на постоянно разомкнутые контакты кнопок «Вперед» и  «Назад». От туда же на соответствующие пускатели подключаются провода на разомкнутые контакты в выключенном состоянии- КМ 1.3 и КМ 2.3. А со второй стороны этих блок контактов проводами соответственно подключаются ко вторым контактам пусковых кнопок.

Но для того что бы была электрическая блокировка, необходимо провод от пусковых кнопок к катушке не сразу подключать, а через постоянно замкнутые контакты другого пускателя.

При включении постоянно разомкнутые смыкаются, а постоянно сомкнутые наоборот размыкаются. Раньше все блок контакты делались на боковой стороне пускателя. Сегодня же для постоянно разомкнутого используется четвертый рядом с 3 силовыми контактами. А для постоянно замкнутого используется специальная приставка сверху над силовыми. Пример на картинке. пускатели с приставками

Как работает схема

При нажатии кнопки «Вперед» срабатывает катушка и включаются силовые контакты. Одновременно с этим происходит шунтирование пусковой кнопки постоянно разомкнутыми контактами пускателя КМ 1.3, благодаря чему при отпускании кнопки питание на катушку поступает по шунтированию.

После включения первого пускателя размыкаются контакты КМ 1.2, что обрубает катушку К2. В результате при нажатии на кнопку «Назад» ничего не происходит.

Для того что бы включить двигатель в обратную сторону надо нажать «Стоп» и обесточить К1. Все блок контакты вернуться в обратное положение, после этого можно включить мотор в обратном направлении. Аналогично при этом включается К2 и отключается блок контактами возможность включения катушки другого пускателя К1.

К2 включает силовые контакты КМ2, а К1- КМ1.

К кнопкам для подключения от пускателя необходимо проложить пяти жильный кабель.

комментариев 15 Добавить свой
  1. А как сделать включение лампочек индикации работы двигателя- «включен вперед» или включен назад.

    1. Для подключения индикации режима работы необходимо завести дополнительный нулевой провод, от которого будут подключены контрольные 2 лампочки на 220В индикации включения двигателя «Включен вперед» или «Включен назад». Другие 2 конца с лампочки необходимо завести на 2 пусковые кнопки на контакты те, которые не связаны перемычкой со стоповской кнопкой.

  2. Здравствуйте как работает реверсивный электромагнитный пускатель в кран балке, с пульта уходит только 5 проводов. На пульте 4 кнопки вперед, назад, вверх, вниз. Помогите очень надо, а то не разобрался.

    1. Добрый вечер! В кран балке в схеме отсутствует стоповая кнопка. Поэтому идет на пульт голь или фаза и отходит с четырех кнопок по одному проводу сразу на второй контакт катушек. Пока нажатая кнопка мотор подъема или качения работает. Не забывайте про механическую и электрическую блокировку, что бы не было межфазного короткого- два пускателя не должны включиться ни в коем случае вместе на один мотор.

  3. Здравствуйте! А почему на стоповской кнопке, как и на пусковой есть 2 пары контактов постоянно замкнутых и разомкнутых.

    1. Добрый вечер! Для универсальности, чтобы одна кнопка могла использоваться для пуска и остановки. А цвет кнопок, легко можно поменять перестановкой цветных накладок.

      А та же для работы в некоторых схемах управления, в которых требуется для работы обе пары контактов. В практике, практически не встречается.

    1. Макс, здравствуйте. Взять и подключить. Вы мне сначала напишите, что именно вы хотите сделать, а потом я вам смогу помочь. А пока ответ только такой. На все катушки через кнопки подается фаза (потом на самоподхват на контакторе), а стоповая кнопка разрывает ноль.

  4. Для конкурса надо влючить 4кнопки чтобы при вкл одной остальные не включались только после откл стоповой

    1. Макс, если я правильно понял, то вам надо сделать так, чтобы каждая кнопка включалась на подхват (то есть, нажал, контактор включился и больше не выключался, пока не нажать стоп), а остальные в это время не реагировали на нажатия. Если делать с помощью пускателей, то надо добавлять дополнительные клеммы нормально замкнутые. Схема будет выглядеть примерно так:

      Тут показана схема включения только одного пускателя. Суть в следующем, чтобы любой пускатель разрывал цепь кнопки трех других пускателей. Следовательно, пока пускатель не будет выключен, остальные кнопки блокируются. Если выключены все, то активной может быть любая кнопка. Ну а второй провод, идущий к катушке, это самоподхват, который собирается на нормально разомкнутых контактах пускателя. Когда пускатель втягивает сердечник, контакт замыкается и больше не надо удерживать кнопку, чтобы катушка оставалась под напряжением.

  5. Добрый день! Помогите советом! Двигатель подключен через реверсивный пускатель, при подаче напряжения взрывается питающий кабель. Все новое, никаких коротких, просто голову сломал уже себе, вся схема в реверсе правильная, 10 раз перепроверил все

    1. Виталий, здравствуйте. Просто так ничего не может быть. Первым делом проверьте не только правильность схемы, но и наличие разрыва в пускателях. Может быть ситуация, что залип какой-нибудь контакт на одном из пускателей. Прозвоните все контакты. Все силовые контакты, как минимум, в выключенном состоянии должны быть разомкнуты. Отсоедините двигатель от пускателей, после проверки контактов и попробуйте включить. Если я вас правильно понимаю, то короткое происходит сразу при подаче напряжения, срабатывает ли хоть какой-нибудь пускатель в этом случае? Если да, то я предполагаю, что именно по причине замкнутого контактора на втором пускателе происходит короткое замыкание. Если опять же, контакты разомкнуты, но происходит замыкание. Попробуйте вовсе отключить входящий кабель и подать на него напряжение. Если все в порядке, то снова подключите кабель, но на пускателях уберите перемычки и попробуйте включить. Потом попробуйте установить перемычки без реверса, то есть каждая перемычка идет на один и тот же контакт, как бы повторяет схему первого пускателя. Если замыкания не будет, то значит проблема точно в каком-то из контактов. Потом опишитесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Наверх