Замена подшипников в электродвигателе

Ремонт своими руками
комментариев 20
14055 просмотров

Главной задачей электродвигателя является создание вращения. А для снижения трения  во вращающихся механизмах служат подшипники. Если за ними следить и во время смазывать, то срок службы подшипников увеличится в несколько раз. При необходимости заменить один или оба подшипника или проведения технического обслуживания мотора необходимо разобрать электродвигатель и достать ротор или якорь с 2 подшипниками на валу. Разбирайте мотор по этой инструкции.

Проверка подшипников в электродвигателе

Всегда уделяйте внимание состоянию подшипников ваших электродвигателей. При их износе выше допустимого предела подшипники перегреваются и мотор начинает шумно работать. Если не заменить во время подшипники, тогда в особо запущенном состоянии могут начать при вращении касаться между собой неподвижная часть- статор и движущаяся: ротор или якорь. А это грозит серьезными поломками в электродвигателе, которые восстановить в большинстве случаев без замены на новый ротор или якорь не возможно.

Проверить подшипники своими руками несложно. Для проверки необходимо расположить электродвигатель на твердой поверхности. Затем положите одну руку сверху на электродвигатель и повращайте вал. Ротор должен вращаться равномерно и свободно без заеданий. Постарайтесь услышать царапающие звуки или почувствовать неравномерность вращения ротора. Это первые признаки необходимости замены подшипников.

Проверка люфтов. В любом подшипнике качения (шариковый или роликовый) должен быть радиальный и продольный или осевой люфт. Это нормально, потому что да же новый подшипник имеет люфты. Главное, что бы он не выходил за допустимые пределы.

  • Для проверки радиального люфта необходимо положить двигатель на твердую поверхность и рукой за вал постараться его отклонить максимально в разные стороны. Зазор в микронах, поэтому допустимо не большое отклонение. проверка радиального люфта мотора Величина смещения зависит от размера электродвигателя. Для бытовых моделей моторов отклонения должны быть чуть заметными.
  • Проверить осевой люфт гораздо проще. Берем за вал тянем на себя или толкаем от себя ротор, отклонение в бытовых электродвигателях не должно быть более 3 миллиметров. Чем ближе эта величина к нулю, тем лучше.проверка осевого люфта мотора

Если при разборке электродвигателя, Вы заметили следы трения ротора об статор, то это однозначно свидетельствует об износе подшипников. Если сильно стерт ротор, то его необходимо заменить.

Как снять подшипники с вала электродвигателя

Что бы снять подшипники с вала, понадобятся специальные съемники. Учитывайте, что эти приспособления различаются по размеру и конструкции. съемники для подшипников Более массивные с тремя и четырьмя лапами захвата подойдут для больших валов, а для маленьких подойдут с сменными пластинами или планками для захвата.

Учтите, что необходимо только делать упор за внутренне кольцо подшипника.

Если при вращение руками затруднено, тогда используйте кусок трубы для удлинения рычага. Что бы легче шло, смажьте вал машинным маслом.

Как надеть подшипник

Новый подшипник по своей ширине, внутреннему и внешнему диаметру должен точно соответствовать заменяемому.

Следите, что бы при монтаже грязь не попала во внутрь подшипника. Из-за этого он быстро выйдет из строя. Внутри также не должно быть коррозии, сколов и других повреждений.

Насаживается подшипник при помощи металлической трубы, подобранной по внутреннему диаметру кольца подшипника. Поверхности рекомендую смазать перед началом процесса.как насадить подшипник

Внимание, насаживать необходимо подшипник без перекосов, для этого необходимо бить не по сторонам трубы, а сделать набалдашник, благодаря которому появится возможность ударять по центру.

Процесс можно заметно упростить, если нагреть подшипник в кипящем масле. Будьте при этом осторожны и не используйте открытый огонь при нагреве, рекомендую- электроплитку. Дайте подшипнику полежать 5-10 минут в кипящем масле, затем доставайте его металлическим крючком и надевайте на ротор при помощи клещей или тряпки.

Чем смазать подшипник электродвигателя

При сборке дальнейшая работоспособность подшипников зависит от первоначально сделанной их смазки, потому что для большинства электродвигателей конструктивно предусматривается отсутствие необходимости в последующей замене или добавлении смазки в подшипники.

Подшипники в электродвигателях смазываются консистентной (густой) смазкой. Для моделей с оборотами до 3000 в минуту подойдет Литол 24 (влагостойкая) или Циатим 201 (не влагостойкая). Для смазки моторов с высокими скоростями используется ЦИАТИМ-202.

Смазкой заполняется не более 1\2 объема подшипниковой камеры в двигателях до 3000 оборотов в минуту, а для более скоростных- на 1\3 полости. Больше не кладите, лишнее все равно выдавится при вращении из подшипника.

Допустимая температура подшипников электродвигателя

Предельная допустимая температура подшипников электрических моторов не должна превышать следующих значений:

  • Для подшипников качения (шариковые или роликовые), используемых в бытовых электродвигателях и в подавляющем большинстве на производстве- температура не должна превышать 100 °С.
  • Для подшипников скольжения температура не должна превышать 80 °С, но при этом температура масла не должна быть выше 65 °С.

На производстве при необходимости работы электродвигателя в жарких условиях применяются специальные модели подшипников, которые выдерживают и большие температуры.

комментариев 20 Добавить свой
  1. Добрый день! Нашел съемник для подшипников, но он оказался слишком большим. Подскажите как с его помощью или другим способом снять подшипник с вала электродвигателя?

    1. Здравствуйте! Что бы не повредить вал, его снимать придется только с помощью съемника подходящего размера.
      Поспрашивайте у знакомых электриков или механиков.

  2. Здравствуйте! А если подшипник не плотно садится в посадочное место, что сделать что бы избежать его проворачивания?

    1. Доброго времени суток! Если подшипник не совсем плотно садится, тогда накерните поверхность в крышке то, куда будет садится подшипник.

  3. Электродвигатель от стиральной машины автомат. 800-1000 об\мин. Был слышен сильный вой. Заменил подшипники (использовал skf 6202) вой остался (может даже стал сильнее). С чем может быть связано кроме подшипников?

    1. Сергей, здравствуйте. Нужно смотреть по месту. Вой со стороны электрической части невозможен, остается механическая часть. Нужно смотреть люфты, слышать звук «воя», смотреть, где ротор может касаться статора.

  4. Здравствуйте.Подскажите пожалуйста.Мотор под станок для резки плитки сильно начал нагреваться.В свободный ход через 5-7 минут работы уже не можно дотронутся рукой до корпус.Сегодня разобрал,вроде всё нормально,подшипники вроде тоже ничего-крутятся не очень свободно,как то жирно,инерции почти нету.Ротор в норме.
    Двигатель пахнет горелом пока ещё горячий.Подскажите из за чего может так нагреваться?Коллега говорит что после того как резал керамо-гранитные плиты для печи и станок начал нагреваться.Понятно дело что не для таких плиток этот станок,но я думаю проблема пока ещё не смертельная.
    Подскажите пожалуйста,дайте совет что делать?Менять подшипники или???
    Заранее большое спасибо

    1. Дмитрий, здравствуйте. Для начала попробуйте промыть подшипники и по новой смазать. Промывать надо как следует. Возможно, что крошка каким-то образом туда попала. Инерция должна быть. Посмотрите крыльчатку охлаждения и пазухи охлаждения. Плохо, что не подсказали модель двигателя. Если нет межвиткового замыкания, то в принципе дело только в подшипниках. Посмотрите состояние обмотки, сильно ли она подгорела, если лак осыпается, то скорее всего вы перегрузили двигатель и теперь поможет только замена. Еще такой момент, запустите двигатель минуты на две, остановите и посмотрите что горячее вал или корпус. Если вал, значит дело в подшипниках, если корпус, значит дело в обмотке. С подшипниками понятно, а с обмоткой все тяжелее. Если дело в обмотке однозначно либо перемотка, либо новый.

    1. Здравствуйте. Если вы говорите про люфт, его не должно быть, если про хруст, тоже не должно быть. Чистые смазанные подшипники должны вращаться легко, не застревая. Если это происходит, то либо в них песок или какой другой мусор попал, либо они заржавели и на шариках или юбках образовались рытвины. Люфта однозначно быть не должно, если он есть, то подшипник уже изношен.

  5. Скажите пожалуйста,как снять подшипник с бытовой дробилки для зерна. Подшипник весь рассыпался. Но вот разобрать весь агрегат я не могу не получается. Мы живем в деревне и спец-ов тут нет.

    1. Стас, здравствуйте. Способов масса от съемника подшипников до зубила и молотка. Тут я вам не помощник. Я не вижу агрегата и даже не могу предположить, что у вас там и как подступиться к вашему подшипнику.

  6. Здравствуйте. Нужна Ваша помощь. Асинхронный двигатель (марку не помню), 45 kw до 3000 об/мин. Вертикально расположенный вал (промышленные бетономешалки СБ-247) В районе подшипника со стороны крыльчатки периодически «попискивание» и постоянная повышенная вибрация. Можно ли как либо продлить срок службы подшипника без вскрытия пациента? )
    Спасибо.

    1. Александр, здравствуйте. Исходя из моего опыта, продлить уже не получится, самый лучший вариант — заменить подшипник и не допускать до такого состояния

  7. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, какой смазкой надо пропитывать войлочные шайбы на зл. двигателе с подшипниками скольжения. Двигатель от старой совдеповской рукосушилки 2750 об/мин 25 ват. Осевой люфт отрегулировал с помощью шайб в допустимых пределах, войлочные шайбы пропитал простым машинным маслом, перед этим всё промыл, но продолжает работать с периодическим грохотанием. Вроде одно время тихо, затем прорывается такой не приятный уху грохот. Использую данную улитку как вытяжку для подвального помещения.

    1. Петр, здравствуйте. Войлочные шайбы пропитываются машинным маслом соответствующей вязкости (в зависимости от температуры окружающей среды). Но тут другой момент. Если подшипник имеет выработку, то ни одна смазка не поможет, только замена. Маслом вы лишь делаете отсрочку этой замены, но она в любом случае, рано или поздно потребуется. Если же это подшипник скольжения, то в любом случае выработка приводит к периодическому грохотанию, потому что возникает воздушный зазор и вал уже не скользит, а подпрыгивает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Наверх