Ремонт электрического обогревателя

Ремонт своими руками
комментариев 59
6774 просмотров

Каким бы не был качественным электрообогреватель, он рано или поздно начинает плохо греть или вовсе перестает работать. Электрические обогреватели не относятся к сложным устройствам и они очень редко ломаются после покупки в течении гарантийного срока.

Сразу скажу, чем проще конструкция электрообогревателя, тем реже он будет ломаться и проще будет найти и устранить неисправность.

Не рекомендую самостоятельно ремонтировать масляные радиаторы, потому что внутри него находится специальный теплоноситель- трансформаторное масло. Для того что бы, разобрать его придется сначала слить, а затем заливать обратно трансформаторное масло, а это очень хлопотное и по времени затратное дело. Если из масляного радиатора просто начало немного подтекать масло, тогда место течи рекомендую своими руками запаять или заварить аккуратно полуавтоматической сваркой. В таких случаях различные герметики или клей бесполезно использовать для устранения течи.

Всегда отключайте обогреватель из розетки— перед началом работ по разборке или прозвонке мультиметром компонентов устройства.

Для того, что бы быстро и эффективно найти и устранить неисправность, необходимо знать устройство электроприбора, а так же как проверить все его компоненты на исправность. Для удобства далее Я сразу расскажу об устройстве электрообогревателя, а затем о проверке и ремонте всех компонентов по порядку.

Как устроен электрический обогреватель

Практически все типы обогревателей устроены аналогично. Выпускаются как более простые, так и более сложные модели. Мы рассмотрим устройство наиболее сложного варианта. В более простых моделях могут отсутствовать в схеме термопредохранитель и датчик наклона.

Рассмотрим более упрощенную версию с одноклавишным включением и одной лампочкой. Часто обогреватели оборудуются двухклавишным включателем и несколькими лампочками индикации, схема работы будет аналогична,  только лишь с той разницей, что вместо одной клавиши будет две, и одного Тэна будет как бы два в одном корпусе. В конвекционных вариантах часто встраивается датчик защиты от попадания предметов во внутрь, но он подключается и отключает электропитание аналогично датчику положения.схема устройства электрообогревателя

Любой современный электрический обогреватель состоит из вилки с кабелем электропитания, который через терморегулятор и выключатель подключается к установленному в корпусе нагревательному элементу- Тэну. Очень часто Тэн имеет для подключения не 2, а 3 контакта. На один подключается первый провод электропитания, а от другого из розетки- два других провода, подключенные от двухклавишного выключателя, что позволяет включать либо одну спираль или сразу две- на полную мощность.

В схеме может присутствовать термопредохранитель, который автоматически выключает-выключает устройство для защиты при перегреве. Также может устанавливаться датчик наклона, который размыкает цепь при наклоне обогревателя выше допустимого угла. В конвекционных дорогих моделях устанавливаются и другие датчики. Например, защиты от попадания предметов во внутрь устройства.

В некоторых моделях может присутствовать предохранитель для защиты от токов перегрузки или коротких замыканий, срабатывающий в аварийных ситуациях.

Пошаговая инструкция ремонта электрообогревателя

  1. Первым делом, прежде чем приступить к ремонту своими руками, отключаем из розетки обогреватель.
  2. Откручиваем болтики или саморезы и достаем панель управления с выключателем и термостатом или терморегулятором.ремонт выключателя и терморегулятора обогревателя
  3. Если устройство вообще не работает и не светятся лампочки, тогда проверяем наличие 220 Вольт на жилах кабеля, подключенного к розетке по этой инструкции. Неисправный кабель или вилку меняем на новую. Только будьте внимательны— возможно перестала работать электрическая розетка, а обогреватель при этом окажется полностью исправным.
  4. Далее на отключенном из розетки устройстве проверяем исправность всех клавиш выключателя мультиметром. Во включенном положении на контактах должно быть короткое замыкание, а во выключенном- сопротивление бесконечно большим (обрыв цепи).
  5. На следующем этапе ремонта проверяем терморегулятор. Мультиметр должен показать на контактах нулевое (КЗ) или небольшое по величине сопротивление.
  6. Если исправность все еще не найдена, тогда придется полностью разбирать своими руками электрообогреватель, что бы добраться до остальных его компонентов.
  7. Иногда причина неисправности может оказаться довольно простой— это плохой или отсутствующий контакт в местах соединения проводов с клеммами. Надежность проверяется визуальным осмотром, но лучше использовать для этих целей мультиметр.
  8. Далее следует проверить на целостность нагревательный элемент или ТЭН, как правило, состоящий из двух контуров. Для его подключения используется один общий провод и два отходящих от двухклавишного выключателя. Для проверки установите мультиметр в режим измерения сопротивления. Так например, в моем личном обогревателе один нагревающий элемент показывает сопротивление 50 Ом, а другой- 100 Ом. Очень часто обогреватель перестает греть на полную мощность из-за выхода из строя одного из контуров Тэна, который ремонту не подлежит и заменяется на аналогичный по характеристикам новый.
  9. Очень часто причиной поломки обогревателя является выход из строя термопредохранителя, которых может устанавливаться несколько в корпусе. При поломке хотя бы одного- все Тэны перестанут работать. ремонт термопредохранителейПроверяется термопредохранитель просто (на картинке обозначен как ТП)- между его контактами должно быть нулевое сопротивление или КЗ. Если в устройстве стоит не один термопредохранитель, тогда просто убираем неисправный и соединяем провода между собой, не забывая для изоляции использовать термоустойчивые материалы. Учтите, что иногда термопредохранители могут быть все исправны, а причиной их срабатывания может быть перегрев конвекционного обогревателя из-за забитых фильтров или отверстий воздухообмена.
  10. Далее стоит проверить датчик положения, состоящего из грузика, который при наклоне устройства нажимает на микровыключатель и размыкает цепь. В вертикальном положении между контактами должно быть нулевое сопротивление или КЗ.
  11. В тепловентиляторах и некоторых других типах электрообогревателей дополнительно устанавливается вентилятор, если он начал сильно шуметь при работе или вовсе не работает, тогда читайте нашу инструкцию о ремонте вентиляторов.
комментариев 59 Добавить свой
    1. Стеклотканевая изолента самая термостойкая, которая сохраняет свои свойства вплоть до температуры 200 градусов.

    1. Для электрического радиатора стоит использовать повышенной термостойкости. Например, марки РКГМ.

  1. Термопредохранитель каждые20-30 секунд срабатывает.даже.в разобраном виде.вскрыт корпус обогревателя.менять.предохранитель?

  2. А если масло долгое время понемногу вытекало, может недостаточное его количество послужить причиной того что прибор плохо стал греть? И можно ли его восстановить?

    1. Ибрагим, здравствуйте. Конечно же, не просто может, а является причиной этого. Восстановить можно только если заполнить обогреватель маслом и «задраить» место течи.

  3. сгорел 2-ух кнопочный выключатель на обогревателе,хочу соединить напрямую-но не знаю как?соединил все провода-произошло замыкание.какие провода соединять?-не знаю их там 6 штук

    1. Роман, здравствуйте. Там не надо все соединять. Вы правы, там шесть проводов. Два соединяются, а один нет, он используется как ноль для неоновой лампы, которая загорается, когда вы включаете переключатель. Так что, смотрите по схеме, провод должен идти с терморегулятора на два выключателя (это вход), и с выключателей уходить на разные ТЭНы (это выходы). Ну а еще два провода будут наглухо соединены с нулем- их вовсе не надо использовать, просто заизолировать (причем заизолировать в обязательном порядке).

  4. Конвектор Supra ECS102 работал нормально, пока не решил положить горизонтально. С тех пор не включается. Датчик положения? Если да, то как его найти? Разобрал почти целиком.

    1. Игорь, здравствуйте. Судя по описанию на сайтах, нет там датчика отключения при опрокидывании. Надо брать в руки тестер и последовательно идти по цепочке от проводочка к проводочку. Первым делом прозвоните ТЭН, потом проверьте работу регулятора (визуально и тестером), потом посмотрите, нет ли где термопредохранителя (он как раз очень может быть причиной «поломки», ибо при горизонтальном положении воздух никуда не выходил и мог перегреть термопредохранитель, а он не восстанавливается и его скорее всего придется менять). Выглядит он как кругляшок с двумя контактами.

  5. Добрый день. Такое дело. Не исправен один из двух кнопок включения. 1 кнопка 1 режим, 2 кнопка 2 режим, а если включить обе то максимальная мощность. Так вот, из за того что работает только 1 кнопка, соответственно радиатор работает на минимальной мощности. Новый Витек — жалко. Разобрал корпус но не понял что да как. Была мысль сделать так что бы она включалась на максимум с одной кнопки. Помогите пожалуйста. Куда отправить фото?

    1. Аслан, здравствуйте. Если хотите отправить фото, то надо выкладывать его на какой-нибудь файлообменник, например, photoshare.ru, а потом сюда прикреплять ссылку. Сразу скажу, что надо брать хорошую кнопку, чтобы запускалось все с одной (мощную), ибо если вы сделаете на стандартную кнопку оба ТЭНа, то она может сгореть. Как вариант, соединить провода напрямую (но только после того, как пришлете фото, иначе может так получиться, что будет короткое замыкание), но выключателем у вас будет терморегулятор. Или все таки постараться найти кнопку и заменить, если дело в ней.

  6. Выше говорилось про кабель РКГМ для внутренней проводки обогревателя. Какой кабель использовать для замены внешнего провода обогревателя?

    1. Петр, здравствуйте. Абсолютно любой, если температура не превышает 70 градусов, если до 100 то лучше использовать резиновый. Обычно на все обогреватели, в том числе и масляные используется обычный многопроволочный провод в пвх оболочке. Если нужен именно термостойкий провод, то можно поискать ПРКС, он рассчитан на температуру до 180 градусов.

  7. Напольный тепловентилятор Камелот. Поворотный механизм корпуса обогревателя вращается в одну сторону,затем останавливается.Если обогреватель выключить и снова включить корпус повернется в другую сторону и снова остановится.При разборке нашел моторчик поворота 220 вольт-никакой схемы управления моторчиком нету-остальное все целое.Какой принцип изменения вращения и можно ли это исправить?
    Спасибо

    1. Михаил, здравствуйте. А на моторчик и нет схемы управления, он либо включен, либо выключен. Сам моторчик должен вращать шатун или на моторчик должен быть одет какой-нибудь эксцентрик. Помните старые поезда, когда у них вдоль колес рейки были, за счет этой рейки одно колесо вращало еще два или три, примерно такая же картина у обогревателей. Мотор вращается постоянно, но за счет эксцентричности он то притягивается к месту крепления, то отталкивается. Следовательно, если моторчик не останавливается, на валу не прокручивается шкив (или его подобие), значит проблема в механике, а не в электрике. Если моторчик останавливается, значит его надо разбирать, чистить и смазывать.

      1. Добрый вечер,уважаемый.Спасибо за ответ.Я разбирал этот механизм-нет там ни шатуна ни эксцентрика.Там шестерня на электродвигателе и сектор с зубьями на корпусе обогревателя.Моторчик 220 вольт и включается кнопкой.Разбирал я и сам моторчик-внутри маленький электродвигатель и редуктор из 8 шестерен для понижения скорости вращения.Я думаю,что электродвигатель меняет направление вращения из за повышения нагрузки в обмотках в момент упора корпуса обогревателя к какой то одной стороне.Как это реализовано физически я не знаю,но наверно меняется направление магнитного поля и моторчик начинает крутиться в другую сторону.В инете объяснения не нашел.Может Вы где найдете?Спасибо

        1. Михаил, пришлите мне фотографии (выложите их на photoshare.ru, а потом сюда скопируйте ссылку). Слишком сложно вы все расписываете, таких схем, чтобы двигатель менял свое вращение от нагрузки попросту не существует ни в одном обогревателе, да и реализация этого принципа была бы на концевиках. Чтобы вам было понятно, представьте себе систему рычагов, а для этого достаточно взять любую твердую железяку, оставить маленький конец на столе, и надавить на большой, при этом попытаться удержать маленький. То есть, при таком сильном понижении оборотов редуктором, двигатель может попросту не почувствовать нагрузку и последней шестерней поломать весь пластик или саму шестерню и даже этого не почувствует, поэтому по нагрузке именно на двигателе собирать схему бесполезно, она должна быть суперчувствительной и быстро реагировать, куда гораздо проще поставить два концевика на замыкание. Но и это тоже никто не делает в такой технике. Так что, тут только сугубо механика. Я не один обогреватель разбирал, реализация у всех разная, но она чисто механическая.

          1. 1.http://photoshare.ru/photo13346606.html
            2.http://photoshare.ru/photo13346607.html
            3.http://photoshare.ru/photo13346608.html
            4.http://photoshare.ru/photo13346609.html

            Добрый вечер.
            И все же там нет никаких конечников и кривошипов.У меня есть еще один обогреватель Bork-там все то же самое,он работает(разбирал).Может это специальный моторчик(посмотрите на фото)

          2. Михаил, вот 99% даю, что двигатель не изменяет направления вращения. Более того, он синхронный, а это значит, что его скорость мало зависит от напряжения и скорость вращения строго постоянная и зависит от частоты сети, но не направление вращения, а именно скорость. Более того (еще) у синхронных двигателей очень большой перегрузочный момент, гораздо больше, чем у асинхронных, и обычно они используются таким образом:

            В общем, надо разбираться с механикой. На фото не очень хорошо видно, все таки не в живую, жаль, что у меня нет подобного образца, было бы любопытно разобраться, как он работает. Все что я видел на таком вот шатуне, как на фото, за счет него создается возвратно-поступательное движение. Посмотрите как работает борк, если там такой же сектор, то прям смотрите во все глаза. Может шестерня с эксцентриком, может сектор как хитро проворачивается. Я буду ОЧЕНЬ СИЛЬНО удивлен, если синхронный мотор сможет изменить направление вращения от перегрузки.

  8. 1.http://photoshare.ru/photo13348011.html
    2.http://photoshare.ru/photo13348005.html
    3.http://photoshare.ru/photo13348006.html
    4.http://photoshare.ru/photo13348008.html

    И все же Вы ошибаетесь.На борке точно такой же моторчик.Самое интересное,что ведущая шестерня не связана с ротором мертво-только на смазке-т.е.шестерни не сломаются.Чтобы поменять вращение ротору надо остановиться-после этого он начинает крутиться в другую сторону-ну просто больше ни как-уже все ,что можно разобрал.И потом на моторчике написано,что может крутиться в ту или в другую сторону:CW/CCW

    1. Михаил, я и не говорил, что я истина в последней инстанции. И судя по всему наверняка ошибаюсь. Но если учесть мои познания в области электрики и механики, я пока не могу понять, как реализован данный принцип. Жаль, что не могу посмотреть в живую, как это работает. Надеюсь, когда-нибудь мне попадет в руки подобный механизм и я докопаюсь до сути, пока я лишь могу строить предположения.

  9. Решил Вам все же написать еще раз.Разобрался я с моторчиком.Если смотреть мои фото там есть оправка,которая вставляется в ротор.Та вот эта оправка в роторе должна сидеть мертво,а не как я написал-на смазке.Т.е.ведущая самая маленькая шестерня крутится только вместе с ротором.Сверху оправки отвалилась шайба-они были одно целое(я сначала подумал,что это просто шайба.)Оправка пластмассовая.Оправку с шайбой и с ротором посадил на суперклей.Все собрал и теперь-включаю мотор в сеть-шестерня крутится в одну сторону-далее удерживаю шестерню рукой и она начинает крутиться в другую сторону.Вдруг Вам попадется такой механизм-Вы будете знать,как он работает.

    1. Михаил, спасибо вам за этот пост. Оправка и ротор это все понятно, но все равно остался вопрос о смене вращения. В любом случае спасибо. Думаю, когда попадется мне в руки подобный механизм, я смогу понять принцип смены вращения двигателя, пока у меня вопрос только в этом.

  10. Моторы эти китайские,а китайцы всегда впереди.Я дизелист-не электрик ,но по моим понятиям в моторе не устойчивое магнитное поле,поэтому при удержании ротора,он меняет направление,и скорей всего нагрузка здесь не причем.Ведь мотор состоит из катушки-статора и магнита-ротора-больше там ничего нет

    1. Так в том то и дело. При неустойчивом магнитном поле затрудняется и запуск, асинхронный например, вообще бы не запустился. Опять же для этого надо очень точно рассчитать нагрузку. Если коэффициент 1:90, то на двигателе в 25 ватт, мы получаем силу крутящего момента после редуктора чуть больше 2,2 кВт. Тут еще надо смотреть какая скорость у двигателя в нормальном режиме, какой момент понижения скорости. Возможно, что скорость небольшая и понижение тоже, тогда да, еще есть какие-то моменты, позволяющие синхронным двигателям так работать. Но чтобы это понять, все таки надо иметь перед глазами такой двигатель.

    1. Спасибо и вам за добрые слова и за то, что не промолчали про ваш результат с моторчиком.

  11. Здравствуйте. Возникла непонятная неисправность — при включении электрообогревателя «Bork» мгновенно происходит короткое замыкание и выбивает пробки на щитке. Все разобрал, внутри никаких явных следов замыкания (оплавлений и т.д.) нет. Не подскажите возможные причины? Может быть такая реакция из-за неисправности нагревательного элемента? Спасибо

    1. Игорь, здравствуйте. Обогреватели все разные, мне бы фотографию или несколько, чтобы я вам мог подсказать, на что обратить внимание. Фотографию можно загрузить на photoshare.ru, а потом сюда забить ссылку. Реакция может быть из-за чего угодно. Буквально на днях, например, ремонтировал печь для пиццы от периодического замыкания, там была такая ситуация: ТЭНы целые, оплавлений нет, но в том месте, где ТЭН уходил в духовой отсек сами контакты были очень близко к металлу, который от нагрева менял форму и периодически замыкал контакты ТЭНа. Лечение было простым, просто немного вытащил ТЭН из духового отсека. Так что тут надо смотреть.

    1. Александр, здравствуйте. А вопрос то в чем? Она будет перегорать, особенно китайская, ну а других у нас нет. Так что вариантов только два. Либо ставить кнопку мощнее, либо собирать схему через миниатюрные пускатели на требуемый ток.

  12. Здравствуйте. Если можно, пришлите, пожалуйста, монтажную схему соединения двухкнопочных переключателей в инфакрасном электрообогревателе Клён-2.

    1. Василий, здравствуйте. Вы, право, меня в тупик поставили. Две кнопки, два ТЭНа. На каждую кнопку по два провода. Провод замкнули, ТЭН заработал. Какая схема?

  13. Здравствуйте, постоянно отщелкивается термопредохранитель, можно ли закоротить на прямую и чем это грозит?f

    1. Алексей, здравствуйте. Варианта два. Либо вы убираете термопредохранитель и рискуете возникновением пожара, либо ремонтируете или меняете термопредохранитель. Если сам обогреватель в порядке, то скорее всего пришел в негодность (или изначально неисправен) термопредохранитель.

  14. Здравствуйте, включил масленный обогреватель сразу как занес с улицы, что то шелкнуло, как выявить неисправность, и как починить можно?

    1. Данияр, здравствуйте. Первым делом разобрать, потом почитать статьи по технике безопасности при работе с электричеством, а потом тестером замерять напряжение от точки к точки. Схема обогревателя проста — розетка, клавиши ТЭНов, терморегулятор, термопредохранитель (чаще всего, но не всегда), ТЭНы, розетка. Когда ток будет проходить через всю цепочку, обогреватель начнет работать, если хоть одна «переменная» в этой схеме не работает, обогреватель молчит.

  15. Здравствуйте) подскажите, пожалуйста, если нужно проверить терморегулятор в конвекторе, сопротивление в разных положениях должно быть разным или одинаковым?

    1. Лена, здравствуйте. Ситуация двоякая. Если стоит термопара (из нее выходят два провода), то сопротивление должно меняться в зависимости от температуры, если же терморегулятор жидкостный (тонкая стальная проволочка, заканчивающаяся утолщением), то терморегулятор либо включен, либо выключен, то есть, либо сопротивление близкое к нулю, либо бесконечное сопротивление (разрыв).

  16. Спасибо огромное) а если термопара, но при всех поворотах ручки показывает 00,1, значит терморегулятор не работает?

    1. Термопара — это электронное устройство. То есть, сама термопара как правило изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры (реже вырабатывает слабое напряжение, которое регистрируется блоком электроники). Следовательно, чтобы блок показывал изменение, его нужно подключить и проверять в рабочем состоянии. Другой вопрос, что управляет включением главных контактов — если реле, то по умолчанию оно должно быть отключено (разомкнуто) и показывать бесконечность, а это значит, либо залипли контакты, либо реле сломано. Если это электроника, то она вообще не должна ничего показывать. Я бы вам посоветовал обратиться к специалисту.

  17. Добрый вечер. Как определить какой термопредохранитель нужен для конвектора Supra ecs 102n, если на вышедшем из строя никаких описаний нет?

    1. Игорь, здравствуйте. Температура обычно в пределах 110°С, рабочий ток нужно смотреть по мощности конвектора.

      1. Спасибо. Мощность 2000W и на переключателе стоит значение 15А значит термопредохранитель можно брать на 10А?

        1. Тут момент такой. Плавятся термопредохранители от тока и от температуры, следовательно, если у вас электроэнергия плохого качества, то лучше взять с запасом или несколько штук. Все дело в законе Ома. Сопротивление конвектора 24,2 Ома. При напряжении 220 вольт, это будет ток 9,09 ампера, но при напряжении 240 вольт (что допустимо по стандартам электропитания) это уже ток 9,91, то есть близкий к пределу. Так что тут думать вам. Либо отдельно на линию ставить ограничитель перенапряжения, который будет срабатывать при превышении заданного вами значения напряжения.

          1. В итоге взял 15А 130 градусов. Установил. И всё равно отщёлкивает термореле. Не могу понять теперь то ли термопредохранитель плохой то ли термореле((( при проверке тестером термопредохранитель показывает значение близкое к нулю но не ноль…старый был весь тёмный но тоже показывал такое же значение.

          2. Термопредохранитель и должен показывать сопротивление близкое к нулю, иначе он был бы уже не предохранитель. Термореле тоже должно отщелкивать, вопрос в режиме нагрева и правильности срабатывания. Было бы неплохо посмотреть фотографию того, что у вас на руках. Сюда непосредственно фотографию добавить нельзя, но можно загрузить ее на фотообменник вроде photoshare.ru, а потом сюда забить ссылку. Тогда смогу предположить, что у вас.

    1. Отщелкивает, я так понимаю еще один термопредохранитель, который находится левее и белый. Он скорее всего тоже пришел в неисправное состояние. Он должен срабатывать при перегреве, но быстрее правого термопредохранителя, потому что левый термопредохранитель относится к восстанавливающимся, а правый нет. В общем либо менять его на механический регулятор, типа такого:
      либо менять на аналогичный. Термостат предпочтительнее, поскольку работать будет долго верой и правдой.

      1. То есть эта белая штука и есть второй термопредохранитель? а термореле это прибор с ручкой регулировки температуры на корпусе? И если ставить ваш термостат тогда мне необходимо демонтировать два термопредохранителя и термореле?

        1. Да, белая штука слева это еще один термопредохранитель, но он рассчитан на более низкую температуру, он работает на основе биметаллической пластины и должен срабатывать до первого предохранителя в случае перегрева. Термореле (хотя правильнее называть термостат, потому что термореле, это по сути термопредохранитель с возможностью автоматического включения или отключения), если оно есть и если работает менять не надо. Убирать термопредохранители (оба) тоже не надо убирать, это защита. Суть защиты сводится к тому, что если не сработал термостат (залипли контакты, т.е. приварились и не размыкаются) или сбилась настройка, срабатывает левый термопредохранитель и он какое-то время обеспечивает включение-отключение, но регулировка термостатом уже не работает (или если падает конвектор, не происходит циркуляции воздуха и происходит перегрев), а когда и он выходит из строя, то сгорает правый термопредохранитель и дальше вы понимаете, что с конвектором что-то не в порядке. Так что их выкидывать не надо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Наверх