Работа магнитного пускателя и его характеристики

Основы электротехники
комментарий 21
14981 просмотров

Освещение в доме мы включаем обыкновенным выключателем, при этом через него проходит ток небольшой величины. Для включения мощных нагрузок однофазных на 220 Вольт и 3 фазных на 380 Вольт используются специальные коммутирующие электротехнические аппараты— магнитные пускатели. Они позволяют дистанционно при помощи кнопок (можно сделать и от обычного выключателя) включать-выключать мощные нагрузки, например освещение целой улицы или мощный электродвигатель.

В квартирах пускатели не используются, за то довольно часто применяются на производстве, в гаражах на даче для запуска, защиты и реверсирования асинхронных электрических двигателей. Да же из названия понятно, что главное его предназначение заключается в запуске электродвигателей. А кроме того вместе с тепловым реле, магнитный пускатель защищает мотор от ошибочных включений и повреждений в аварийных ситуациях: возникновении перегрузок, нарушении изоляции обмоток, пропадании одной фазы и т. п.

Часто пускатели устанавливаются для включения и выключения не только двигателей, но и других много киловаттных нагрузок- уличное освещение, обогреватели и т. п.

После пропадания электричества он сам отключится и включится только после повторного нажатия кнопки «Пуск». Но если использовать для дома простейшую схему управления при помощи обычного выключателя, тогда во включенном его положении всегда будет срабатывать пускатель. Он работает по принципу реле, только в отличие от него управляет мощными нагрузками до 63 Киловатт, при больших используется контактор. Для автоматизации управления, например уличным освещением можно к контактам катушки подключить управляющие таймеры, датчики движения или освещения.

Устройство и принцип работы магнитного пускателя

устройство пускателяОсновой является электромагнитная система, состоящая из катушки, неподвижной части сердечника и подвижной- якоря, который крепится к изоляционной траверсе с подвижными контактами. К неподвижным контактам при помощи болтовых соединений подключаются с одной стороны провода от электросети, а с другой- к нагрузке.

Для осуществления защиты от ошибочных включений устанавливаются по бокам или сверху над основными- блок контакты, которые например в реверсивной схеме с двумя пускателями при включении одного пускателя, блокируют включение второго. Если включится сразу два, то возникнет межфазное короткое замыкание, потому что изменение направления вращения асинхронного двигателя достигается благодаря замене местами 2 фаз. То есть со стороны подключения электродвигателя между пускателями делаются перемычки с чередованием на одном из них 2 фаз. Так же одна пара блок контактов необходима для удержания во включенном состоянии пускателя после отпускания кнопки «Пуск». Подробно схему подключения Мы рассмотрим в следующей статье.

Принцип работы пускателя довольно прост. Для включения необходимо подать рабочее напряжение на катушку. Она при включении потребляет по цепи управления очень маленький ток, их мощность находится в пределах от 10 до 80 Ватт, в зависимости от величины.

При включении катушка намагничивает сердечник и происходит втягивание якоря, который при этом замыкает главные и вспомогательные контакты. Цепь замыкается и электрический ток начинает протекать через подключенную нагрузку.

Для отключения необходимо обесточить катушку, и возвратная пружина возвращает якорь на место- блок и главные контакты размыкаются.

общая схема подключения пускателя, автомата и теплового релеого релеМежду пускателем и 3 фазным асинхронным двигателем устанавливается тепловое реле, которое защищает его то токов перегрузки во внештатных ситуациях.

Внимание, тепловое реле не защищает от коротких замыканий, поэтому требуется установка перед пускателем необходимой величины автоматического выключателя.

Принцип работы теплового реле прост— оно подбирается под определенный рабочий ток двигателя, при превышении его предела происходит нагревание и размыкание биметаллических контактов, которые размыкают цепь управления с отключением пускателя. Схема подключения будет рассмотрена в следующей статье.

Технические характеристики магнитных пускателей.

Основные технические характеристики можно узнать из условного обозначения, состоящего чаще всего из трех букв и четырех цифр . Например, ПМЛ-Х Х Х Х:

      1. Первые две буквы обозначают- пускатель магнитный.
      2. Третья буква указывает на серию или тип пускателя. Бывают ПМЛ, ПМЕ, ПМУ, ПМА…
      3. Первая после букв цифра указывает на величину пускателя по номинальному току:
        Величина, первая цифра 1 2 3 4 5 6 7
        Номинальный ток 10 или 16 А 25 А 40 А 63 или 80 А 125 А 160 А 250 А
      4. Вторая цифра — наличие тепловой защиты и характеристику работы электродвигателя.
        1 2 3 4 5
        Реверсивный  —  — да да да
        С тепловым реле да да  да
        Электрическая блокировка  — есть есть
        Механическая блокировка  есть есть
      5. Третья цифра указывает на наличие кнопок и степень защиты.
        0 1 2 3 4
        В корпусе да да да да
        С кнопками «пуск» и «стоп» да да
        Класс защищенности IP00 IP54 IP54 IP54 IP40
        Сигнальные лампы  — есть

        IP54- брызго- и пылезащитный корпус, IP40- только пылезащитный корпус.

      6. Четвертая цифра — количество контактов вспомогательной цепи.
        0 1 2 3 4
        Количество замкнутых контактов 1 2 3 3  5
        Количество разомкнутых контактов 1 2 3 1 1

При покупке обращайте и на другие параметры:

  • Самый важный параметр- это рабочее напряжение катушки оно может быть как переменным 24, 36, 42, 110, 220 ил 380 Вольт, так и постоянным. Для домашнего хозяйства берите с катушкой на переменное напряжение величиной 380 Вольт для подключения 3 фазных электромоторов, и на 220 В- для подключения других нагрузок. Будьте внимательны всегда проверяйте величину напряжения только на корпусе самой катушки, а не пускателя.места указания напряжения на катушке
  • Не менее важно обратить на тип крепления— под болты или на Din рейку.
  • Класс износостойкости обозначается буквами «А» (3 мл. рабочих циклов), «Б» (1.5 мл. циклов) и «В» (300 тыс. циклов).
  • Рабочее напряжение коммутации главных контактов- 380 или 660 Вольт.
  • Ток теплового реле. Должен соответствовать мощности электрического двигателя. Для других устройств нет необходимости в установке теплового реле.

Предлагаю  в сводной таблице ознакомиться с основными  характеристиками самых распространенных пускателей серии ПМЛ. характеристики магнитных пускателей ПМЛ

Есть еще целый ряд не существенных параметров- потребляемый ток катушки, максимальный ток вспомогательных контактов. На них не стоит обращать внимание при покупке.

комментарий 21 Добавить свой
  1. Спасибо за статью! Наконец узнал почему у меня сгорела катушка на пускателе. Я ее подключил на 380 Вольт, а она оказалось на 220 Вольт. Моя ошибка, что смотрел напряжение на крышке пускателя, а не на самой катушке. На крышке оказывается указывается максимальная величина напряжения для коммутации.

  2. У меня ток электродвигателя получается в притык максимальному току магнитного пускателя первой величины. Есть процентов 10 запаса. Что посоветуйте брать все же первой или лучше взять второй величины?

    1. Берите конечно второй величины, лучше запас,чем впритык. Дольше прослужат силовые контакты.

    1. А2 подключаем Ноль на прямую к катушке, если катушка на 220 В, для 380- подключается другая разноименная фаза. На А1 коммутируется фаза через реле времени.
      Схема подключения таймера здесь, только вместо лампочек будут в схеме катушки пускателей.

  3. Добрый вечер! Я купил пускатель 4-х полюсный, но в нем нет блок контактов как на старом сгоревшем на компрессоре на 380 Вольт. Как подключить новый пускатель?

    1. Здравствуйте! Используйте 3 группы контактов магнитного пускателя для коммутации 3 фаз, а четвертую группу в качестве блок контактов.

  4. планка привода на пускателе 5 величены посажена в «седло» . вылетает. все остальные рабочие характеристики в норме . подскажите в чём причина

    1. Будет лучше, если вы мне пришлете фотографию, например выложите ее на photoshare.ru а потом сюда напишете ссылку. Я попросту не понимаю сути вопроса.

  5. Здравствуйте, у меня мотор 2,2 квт. 1500 об/мин.380в. Подскажите с какими параметрами мне нужен пускатель. риверс не предусматривается.

    1. Петр, здравствуйте. Вам нужен пускатель на ток не менее 16 ампер (все таки пусковые токи довольно большие и это если вы планируете трехфазное включение, если речь идет об однофазном включении, то пускатель надо будет ампер на 40), но пускатель не защитит двигатель от перегрева, поэтому поищите внимательно ток двигателя и добавьте к пускателю тепловую защиту на этот ток (реле тепловой защиты). Такое реле позволит отключить ваш двигатель в случае незначительной перегрузки и не даст двигателю перегреться и сгореть.

      1. Добрый вечер. Спасибо за ответ. Ток на бирке 5А,то есть пускатель на 16А и тепловое реле на 5А, или пускатель на 21А, а реле тогда на сколько? Вообще на бирке написано что мотор только на 380 подсоединяется Y.
        В общем, я запутался в вопросе катушки пускателя, где-то в коментах я прочитал что при подключение на 380в нельзя использовать пускатель с катушкой на 220, то есть она должна быть обязательно на 380В. Помогите разобраться.
        С уважением.

        1. Петр, большинство статей пишут копирайтеры, которые вообще в вопросах электричества не разбираются или теоретики, которые не сталкивались с практикой и знают только, как лампочку менять. Если пишут что двигатель только на 380, это еще не значит, что его нельзя запустить на 220 вольт, но для этого его придется разобрать и вывести еще три провода. Но это вопрос другой статьи. Если на бирке написано пять ампер, то пусковой ток порядка 15-40 ампер (асинхронные двигатели выдают ток от 3 до 8 крат от номинального). Поэтому либо на 21А либо чуть больше (следующая ступень). Все таки учитывайте, что в момент включения двигателя будет почти короткое замыкание, затем в доли секунды начинается вращение ротора и ток снижается до 8 кратного значения от номинального и в течение запуска постепенно снижается до значения холостого хода или до значения нагрузки на валу. А тепловое реле надо брать на 5 ампер. Если задача пускателя подать напряжение на двигатель, то задача теплового реле не дать вывести двигатель из строя. А чтобы двигатель не вышел из строя, надо добиться того, чтобы ток двигателя не превышал номинального значения (5 ампер) и это задача теплового реле, которое очень точно работает по току. В общем, надо понять, что ток пускателя никак не зависит от тока теплового реле — это два разных прибора, выполняющих две разные задачи.
          Теперь по катушке пускателя. Включайте голову и думайте. Между фазой и нулем 220 вольт, между двумя фазами 380. Какая разница, какую катушку вы возьмете? Важно, чтобы вы смогли подать на нее требуемое напряжение. Следовательно, я не понимаю, своими мозгами, почему НЕЛЬЗЯ использовать пускатель с катушкой на 220 при питании на 380 если в наличии четырех (или пяти) проводная система с нулевым проводом. Нельзя включать катушку на 220 в сеть на 380 — это да, соглашусь. Но использовать можно и ту и другую, главное подать соответствующее напряжение.

          1. Добрый вечер, Опытный Электрик.
            С вашей помощью, постепенно тучи моего невежества рассеиваются открывая невидимый мир электричества. За что я Вам искренне благодарен. Не будьте строги, я отношусь как раз к тем, кто может вкрутить только лампочку.
            Теперь, с пускателем и тепловым реле мне в моем случае все более-менее ясно.
            Осталось до конца разобраться с катушкой. Если я вас правильно понял, то на катушку 220в нам следует подать «0» и одну фазу. А если катушка 380в, то две фазы?. Но с другой стороны «0» всегда где-то под рукой, и тогда какой вообще смысл в катушке на 380в!?
            С уважение.

          2. На то я тут, чтобы тучи невежества разводить руками 🙂 Да и не гордый я. Я знаю электричество, вы что-то другое. На каком-нибудь другом форуме вы так же поможете случайно или другому человеку, который поможет мне 🙂 Если не помогать, то какой смысл жить? Так что, я не строг.
            Должно быть уже все ясно. Пускатель включает двигатель и нужно учитывать пусковой ток и брать максимально возможный (ближе к 40 амперам) с реле на 5 ампер. Вот и все.
            Существуют различные схемы управления катушками. Где-то ноль общий, где-то общий ноль не требуется. Следовательно, существуют различные УДОБНЫЕ схемы управления пускателями. Пускатель можно запитать как от 380, так и от 220 В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, но иногда УДОБНЕЕ запитывать от какого-то одного напряжения, иначе приходится городить городушки и включать дополнительные элементы в схему. Простейший пример это контроль фаз. Если собирать его на пускателях на 220 вольт, то пускатели надо ставить на каждую фазу — это три штуки, а если между двумя любыми фазами, то будет достаточно двух пускателей — классический пример удешевления процесса при использовании катушки на 380 вольт. Посмотрите внимательно на рисунок и следите за моими словами.

            Попробую разжевать. Для контроля каждой фазы при 220 вольтах нужно ставить катушку на каждую фазу, ибо срабатывать будет по цепи фаза-ноль. А если межфазное — считаем: А-В, В-С и С-А. Отключаем фазу А. будет работать только реле на В-С (то есть второе). Отключаем фазу В. Работает только С-А (отключаются оба реле). Отключаем С — работает только А-В (то есть только первая катушка). Другими словами, третье реле будет не пришей кобыле хвост, потому что хватит двух.
            Иногда может быть другой момент. Двигателю для питания ноль не нужен. А пускателю нужен. А теперь представьте, что ради пускателя нужно тянуть вместо трехжильного четырехжильный кабель и тянуть надо на 300-400 метров. Это опять удорожание или надо откуда-то брать ноль — в общем, лишние телодвижения снова и тут гораздо проще сделать управление на 380 вольт.
            Думаю, мысль понятна?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Наверх