Как определить мощность и ток электродвигателя

Основы электротехники
комментарий 101
47861 просмотров

Все электрические двигатели выпускаются с табличками на корпусе, из которых можно узнать основные характеристики электродвигателя: его марку, потребляемый номинальный рабочий ток и мощность, частоту вращения, тип двигателя, КПД и cos(fi). Так же эти данные указаны в паспорте к устройству.

Из всех параметров наиболее важное значение для подключения имеют: мощность электродвигателя и потребляемый ток, не стоит его путать с пусковым. Именно эти данные позволяют нам определить достаточность мощности для привода, необходимое сечение кабеля для подключения мотора и подобрать подходящие по номиналу для защиты автомат и тепловое реле.

Но бывает, что нет паспорта или таблички и для определения этих величин необходимо будет сделать измерения. Как узнать мощность,  рабочий ток и снизить пусковой, Вы узнаете далее из этой статьи.

Как определить мощность электродвигателя

Проще всего посмотреть на табличку и найти величину в киловаттах. Например, на картинке она равна 45 кВт.табличка на электродвигателеУчтите, что эта величина на табличке указывает на потребляемую активную мощность из электросети. Полная же мощность будет равна сумме активной и реактивной мощности. Электрические счетчики в доме или гараже считают только расход активной электроэнергии, а учет реактивной энергии ведется только на предприятиях при помощи специальных счетчиков. Чем выше у электродвигателя cos(fi), тем меньше будет составляющая реактивной энергии в полной мощности. Не стоит путать cos(fi) с КПД. Этот показатель показывает сколько электроэнергии переводится в полезную механическую работу, а сколько в бесполезное тепло. Например, КПД равный 90 процентам, говорит о том, что десятая часть потребленной электроэнергии уходит на тепловые потери и трение в подшипниках.

Вы должны иметь ввиду, что в паспорте или на табличке указывается номинальная мощность, которая будет равна этому значению только при условии достижения оптимальной нагрузки на вал. При чем перегружать не стоит вал по целому ряду причин, лучше выбрать по мощнее мотор. На холостом ходу величина тока будет гораздо ниже номинала.

Как же определить номинальную мощность электродвигателя? В интернете Вы найдете много различных формул и расчетов. Для некоторых необходимо помереть размеры статора, для других формул понадобится знать величину тока, КПД и cos(fi). Мой совет не заморачивайтесь со всем этим. Лучше этих расчетов все равно будут практические измерения. И для их проведения ничего не понадобится вообще.

Как определить мощность любого электроприбора в доме или гараже? Конечно с помощью счетчика электроэнергии. Перед началом измерения отключите все электроприборы из розеток, освещение и все то, что подключено от электрощита.

Далее если у Вас электронный счетчик типа Меркурий, все очень просто надо включить мотор под нагрузкой и погонять минут 5. На электронном табло должна высветится величина нагрузки в кВт, подключенная к счетчику в данный момент.

Если же у вас дисковый индукционный счетчик учитывайте, что он учет ведет в киловатт/часах. Запишите перед началом измерений последние показатели, включайте двигатель строго секунда в секунду ровно на 10 минут, затем после остановки отнимите новые показания от предыдущих и умножайте кВт\ч на 6. Полученный результат и будет активной мощностью данного двигателя в Киловаттах, для перевода в Ватты разделите на 1000. Рекомендую прочитать статью: как снимать показания электросчетчика.

Если двигатель маломощный, тогда для более высокой точности можно посчитать обороты диска. Например, за одну минуту он сделал 10 полных оборотов, а на счетчике написано 1200 оборотов= 1 кВт/ч. 10 умножаем на количество минут в часе и получаем 600 оборотов за час. 1200 делим на 600 и получаем 500 Ватт или 0.5 кВт. Чем дольше по времени будете измерять, тем точнее будут данные. Но время всегда должно быть кратно полной минуте. Затем делим 60 на количество минут измерения и умножаем на сосчитанные обороты. После этого величину оборотов, равных одному Киловатт/часу для вашей модели электросчетчика делим на полученный результат и получаем необходимую величину мощности.

Как определить потребляемый ток электродвигателя

Зная мощность, легко можно высчитать величину потребляемого тока. Для 3 фазных двигателей, подключенных по схеме звезда на 380 Вольт, необходимо умножить мощность в киловаттах на 2. Например, при мощности 5 киловатт ток будет равен 10 Ампер. Опять же учитывайте, что такой ток мотор будет брать только под нагрузкой максимально близкой к номиналу. Полунагруженный электродвигатель и тем более на холостом ходу будет потреблять значительно меньший ток.

Для определения тока в однофазных сетях, необходимо мощность разделить на напряжение. Например, при работе двигателя напряжение в месте его подключения равно 230 Вольт. Это важно так, как после включения нагрузки напряжение скорее всего понизится в месте подключения электродвигателя.

Если например, мощность мотора на 220 Вольт по измерениям оказалась равной 1.5 кВт или 1500 Ватт. Делим 1500 на 230 Вольт и получаем, что рабочий ток двигателя приблизительно равен 6.5 Ампер.

Пусковой ток электродвигателя

При запуске любого типа электродвигателя возникает пусковой ток от 2 до 8 кратного значению номинального тока в рабочем режиме электродвигателя. Величина пускового тока зависит от типа двигателя, скорости вращения, схемы подключения, наличие нагрузки на валу и от других параметров.пусковой и рабочий ток электродвигателя

Пусковой ток возникает, потому что в момент запуска наводится очень сильное магнитное поле в обмотках необходимое, что бы сдвинуть с места и раскрутить ротор. При включении мотора сопротивление обмоток мало, а следовательно по закону Ома, ток вырастает при неизменном напряжении в участке цепи. По мере того как двигатель раскручивается, возникает в обмотках ЭДС или индуктивное сопротивление и ток начинает уменьшаться до номинального значения.

Эти всплески реактивной энергии негативно сказываются на работе других электропотребителей, подключенных к этой же линии электропитания, что служит причиной возникновения особенно губительных для электроники скачков или перепадов напряжения.

Снизить вдвое пусковой ток можно при использовании специально разработанного для этих целей тиристорного блока, а лучше при помощи устройства плавного запуска (УПЗ). УПЗ с меньшим пусковым током и быстрее в полтора раза запускает мотор по сравнению с тиристорным запуском. пусковые токи синхронных двигателей Устройства плавного запуска подходят как к синхронным, так и к асинхронным двигателям. УПЗ выпускаются предприятиями Украины и России.

Для запуска трехфазного асинхронного двигателя сегодня нередко используются и преобразователя частоты. Широкое их распространение пока сдерживает только цена. Благодаря изменению величин частоты тока и напряжения удается не только сделать плавный запуск, но и регулировать скорость вращения ротора. По другому как только изменением частоты электрического тока, регулировать скорость вращения асинхронного двигателя нет возможности. Но следует знать, что частотный преобразователь создает помехи в электросети, поэтому для подключения электроники и бытовой техники используйте сетевой фильтр.преимущества пуска с частотным преобразователем

Использование устройства плавного запуска и частотного преобразователя позволяет не только сохранить стабильность электропитания у Вас и Ваших соседей, подключенных к одной линии электроснабжения, но и продлить срок службы электродвигателей.

комментарий 101 Добавить свой
  1. Здравствуйте. А на какой ток пусковой или рабочий надо ориентироваться при выборе теплового реле?

    1. Добрый день! При выборе теплового реле надо ориентироваться а номинальный или рабочий ток электродвигателя. Желательно выбирать с 5 процентным запасом.
      Хорошие модели тепловых реле имеют регулятор, который позволяет незначительно изменить в сторону уменьшения или увеличения ток срабатывания.

      1. Ток на который нужно ориентироваться при выборе теплового реле написан на шильдике двигателя и превышать его нельзя, это максимальный долговременный ток, если оборудование исправно а пуск двигателя затяжной (срабатывает тепловое) нужно ставить двигатель большей номинальной мощности(соответственно и контактор и РТ то же) Или брать двигатель той же мощности но большего радиуса (если у вас уже не максимальный) у него больше начальный пусковой момент.

  2. Проще всего помереть ток токоизмерительными клещами. Учтите что только меряется ток по фазе, а не нулю.

      1. Электрическая сеть определяется, как известно, тремя параметрами — силой тока, напряжением и мощностью, связанными между собой законом Ома. Кв — это киловольты? При 2,8 А? Странно… В любом случае не зная нагрузку в сети и типы подключенных приборов, ответить на Ваш вопрос не представляется возможным.

  3. Здравствуйте а как упрощено высчитать мощность электродвигателя исходя с показаний электроизмерительных клещей? Допустим у меня показывает 2.5 ампера на каждой фазе на холостом ходу. Можно считать что движок трехкиловатный?

    1. Здравствуйте!
      Мощность трехфазной нагрузки рассчитывается по формуле P = 3*Pф = 3*Uф*Iф*cos φ.
      Получается 3*220*2.5*0.95(cos φ)=1567 Вт или приблизительно 1.6 кВт.
      Но учитывайте, что это на холостом ходу, а под нагрузкой потребляемый ток вырастет и следовательно вырастет мощность.

      1. Не совсем так… 220х1.732х2.5=952,6 Вт, но так как (cos φ) 0.95 то 952х0,95 и еще умножить на кпд (пусть 90%)и получим
        814 Вт но это то же неправильно так как это ток холостого хода если мерить клещами на снятом моторе (без нагрузки) так что лучше всего иметь целый шильдик. На нем указан ток двигателя, который является для него максимальным долговременным.

        1. Бывалый электрик прав.
          Р=1.73*Uл*Іл*cosф или
          Р=3*Uф*Iф*cosф
          где Uл = 380В — линейное напряжение
          Uф = 220В — фазное напряжение
          между ними разница в корень из трёх (1.73).
          Iл, Iф — линейный и фазный ток соответственно, причем при соединении в звезду Iл = Iф, а при соединении треугольником Iл = 1.73*Iф

          1. |Еще добавлю, что указанная мощность это активная мощность потребляемая двигателем из сети, то-есть электрическая мощность, чтобы узнать механическую мощность (мощность на валу) нужно 1,6 домножить на КПД

          2. Олег, здравствуйте. Это было очень давно, и вряд ли будет интересно адресату 🙂 Да и тогда был другой «отвечающий» на вопросы. Но если по существу вопроса, то речь шла о предположении мощности двигателя, работающего на холостом ходу. Это возможно только либо зная двигатель, либо приблизительно предположить по сечению проводов (какой длительно допустимый ток они смогут выдержать), либо дать нагрузку двигателю на полчаса, контролируя температуру и постепенно повышать нагрузку, пока не будет найден его предел, дальше замерить ток и посчитать мощность, а дальше из таблиц мощностей выбрать наиболее подходящую.

      2. Мощность никак не может вырастить,возрастёт нагрузка. А мощность и нагрузка-это разные вещи.

  4. Здравствуйте!
    На стабилизаторе напряжения имеются вольметр и амперметр. При включении болгарки, напряжение было 230 Вольт, а ток 4 Ампера, на самой болгарке написано 2 КВт, какая нужна формула для расчета мощности?

    1. Алексей, здравствуйте. Да, на болгарке написано два киловатта, но это максимально потребляемая мощность, считается по формуле ток умножить на напряжение. Вы же смотрели на амперметр на холостом ходу, без нагрузки, естественно, она потребляла меньше.

  5. Как определить мощность(потребляемую) пылесоса из сша . В паспорте и на корпусе есть только цифры 120V и 3,5A. Необходимо по потребляемой мощности подобрать понижающий трансформатор. Получается 420 вт, не мало?

    1. Екатерина, здравствуйте. Получается что так. Просто на пылесосах в большинстве случаев пишут не мощность двигателя, а мощность всасывания. Поэтому и привыкли к большим цифрам. На самом деле, электропотребление у пылесоса, на котором написано 1800 ватт, может составлять до 800 ватт.

  6. Подскажите пожалуйста есть мотор,не большого диаметра в районе 17мм как определить ватность мотора? в домашних условиях? Спасибо

  7. на двигателе нет таблички Как определить мощность если известно , что ранее он применялся в приводе промышленной швейной машины на 380 в трёхфазн.

    1. Включить его в сеть 380 вольт, замерить ток. Далее по формуле P = 3*Uф*I* cos(φ) = 1,73Uл*I* cos(φ), где Uф — 220 вольт, Uл — 380.

      1. Как ты узнаешь мощность если мериш ток холостого хода? Наберутся такие бывалые, и гонят пургу. Двигатель снят — нагрузки на нем нет. Ты его включаешь и мериш ток холостого хода, а он в разы ниже максимального — то есть того который написан на шильдике. А начнешь грузить получишь любой, вплоть до отключения автомата, отгорания провода, или сгорания двигателя, так просто у тебя — замерил клещами ток и все, что те электроплитка что ли, а как мощность трехфазного тока посчитать я уже писал. Вот тебе пример — у транспортера с двигателем 18 квт ток холостого хода 17 ампер несмотря на то что он крутит транспортер правда пустой.

        1. Да, и правда… Понаберут… Для начала давайте пройдемся по образованию. У меня специальность «Монтаж электрооборудования станций и подстанций» полный курс — 3 года обучения по специальности. Во вторых, пройдемся по внимательности: я нигде не говорю, что надо измерять ток на холостом ходе, я говорю о замере под нагрузкой на то, на что планируется использовать двигатель. В третьих, если установить конденсаторы по максимальному току, который указан на шильдике, то кругового поля не получится, получится овальное и излишки этого овального поля уйдут в нагрев двигателя. В четвертых, любой ток не получишь. Двигатель рассчитан на определенную нагрузку и возможны два варианта: перегрузка (но двигатель не останавливается, хотя и очень сильно греется) — тут в любом случае хотя ставь конденсаторы, хоть не ставь, лак на обмотках погорит и получится межвитковое замыкание и нагрузка (не обязательно полная) — если из трехфазной стети двигатель берет столько, сколько надо, то с конденсаторами ему надо дать вполне определенную емкость, которую лучше всего подобрать по нагрузке, так можно добиться равномерного круглого электромагнитного поля и снизить нагрев от неправильно подобранных конденсаторов. Мои двигатели (2,2 кВт) на фуганке работают от 60 мкФ рабочих, на циркулярке два режима, если простая распиловка тоже 60 мкФ, а если распиливаю бревна вдоль подключаю дополнительно еще 60 мкФ. Так вот, при простой распиловке двигатель практически не нагревается (нагрев до рабочей температуры я в расчет не беру) и работать я на нем могу целый день не отключая (как и на фуганке), но если я забуду отключить дополнительные 60 мкФ уже через полчаса я «слышу» запах перегрева двигателя, до него невозможно дотронуться рукой. И возьмем ваш пример. В вашем случае не совсем холостой ход, пустой транспортер это тоже нагрузка, но если судить по максимальной мощности то надо исходить из тока 25-30 ампер на фазу, а не 17. И конденсаторов по максимальной мощности надо 1200 мкФ, в то время как для нормальной работы при заданных условиях (пустой транспортер) нужно всего 370 (почти в три раза ниже максимального. Более того, к сожалению статью по включению трехфазного двигателя в однофазную сеть писал не я, а если бы писал, то сделал указание, что нагрузка двигателя с конденсатором не должна превышать 65—85% номинальной мощности, указанной на щитке трехфазного двигателя. И формула для расчета конденсаторов выглядит так Cраб=Х(Iном/U), где Х — число, в зависимости от схемы соединения, Iном — НОМИНАЛЬНЫЙ ТОК, не ток указанный на шильдике, а ток, который протекает при данной нагрузке. В нормальном руководстве это выглядело бы так: запускаете двигатель с планируемой нагрузкой, замеряете токоизмерительными клещами ток в сетевой обмотке, подставляете в формулу и получаете емкость конденсатора. А уж если быть совсем педантичным cos Ф никто не отменял и он тоже имеет большое значение.

          1. Какую однофазную сеть?! Я про трехфазную 380в пишу, Саратовец спрашивает — «на двигателе нет таблички Как определить мощность если известно , что ранее он применялся в приводе промышленной швейной машины на 380 в трёхфазн.» Вы пишите померить ток клещами и посчитать как мощьность трехфазного тока посчитать он и без вас знает там несколько постов только еще и кпд нужно учесть А ваши эксперименты с круглым эл-м полем — это установка компенсирующий емкости.

      2. Пример: Имеем Двигатель 4А 80846СУ1 3ф 50гц Звезда 3,6А 1,5кВт 1400об/мин КПД 77% cosФи 0,83. И считаем по вашему: 3*220*3,6*0.83=1972.08Вт многовато наверное потому что не учли КПД умножим 0,77 получаем 1518,5 Вт — Вот уже больше на правду похоже. Вторая формула точнее 380*1.732*3,6*0.83*0.77=1514 Вт
        Но на самом деле прежде чем мерить ток, нужно измерить действующие напряжение под нагрузкой (с подключенным мотором) а затем мерить ток. (и то получиться ток холостого хода на снятом моторе, а если зажать вал максимальный пусковой ток длительность не более 0.1с) Но без шильдика не узнаешь какой кпд и косинус. Значит определим варварским методом разделим макс пусковой на 12 и получим максимальный рабочий)))

        1. Ну уж если на то пошло варварский метод использовать смысла нет. Известно, что в момент пуска реактивная нагрузка практически равна нулю, работает только активная, а значит измеряем сопротивление и 220 вольт делим на сопротивление одной обмотки (если треугольник) или 380 на сопротивление обмотки умноженное на два и получите пусковой ток. А вообще, вы правы, я посмотрел тот пост, то ли уставший был, то ли что… Формулы верные написал, а над смыслом вопроса не задумался. В том варианте, в котором звучит вопрос даже не знаю, что ответить. Скорее всего есть вариант заморочиться и по сечению провода попробовать вычислить, какой оптимальный ток для такого провода, чтобы он не поплавился, точнее лак на проводе не поплавился и умножить на три, далее умножить на напряжение 220 вольт и получим приблизительное значение. Именно приблизительное, потому-что надо учитывать косинус и кпд. В общем, не шибко осмысленная затея.

          1. Электрики часто пользуются способом обмера, т.е. замеряют высоту оси вращения и габаритные размеры и на глаз обороты двигателя, а потом по справочнику находят двигатель(если по внешнему виду могут определит тип двигателя).

  8. Будет ли изменяться потребляемая мощность двигателя вентилятора в зависимости от температуры воздуха? допустим при -27°С плотность воздуха 1,4 кг­/м³, при 18 1,2 кг­/м³. то есть падение по массе перемеряемого воздуха происходит 1,17 раза. Если у нас вентилятор перемещает 20000 м³/ч, при -27°С это будет 28 тонн/ч а при +18° будет 24 тонн/ч, поменяется ли при этом потребляемая мощность двигателя, и есть ли график зависимости потребляемой мощности от нагрузки на вал?

    1. Алексей, здравствуйте. Да, мощность изменяться будет. Чем больше плотность воздуха, тем тяжелее приходится двигателю, тем больше он будет потреблять. А вот насчет графика, ничего вам подсказать не смогу. Либо это нужно проделать опытным путем и определить график, либо искать специализированную литературу.

  9. Всё понятно — про токи, мощности и т.д. — интересует другое: мощность трёхфазного двигателя 14 кВт, судя по разговорам, потребляемый ток под определённой нагрузкой будет равен 28 амперам. Сколько ампер будет протекать по каждой фазе? 28 ампер разделим на три фазы и получим 9,3 ампера? Или это неверно?

    1. Александр, здравствуйте. Мощность электродвигателя складывается из трех фаз. Чтобы не держать в голове формулу расчета через линейное напряжение и корень и т.д., для приблизительного расчета можно делать проще, мощность делите на три и на 220 и получаете силу тока в одной фазе, следовательно 4,7 кВт на фазу, и ток 21 ампер на фазу. Это при напряжении 220 вольт, при напряжении 380 ток будет меньше.

  10. И ещё — на контакторе написано: 40А — 40 ампер — сорок ампер на каждый контакт, или это общий ток всех трёх контактов? Если так, то опять делим сорок ампер на три и получаем 13,3 ампера на каждый контакт? Кто подскажет истину?

  11. Добрый день. Есть насос 1.6 кВт. Подскажите на сколько ампер нужен магнитный пускатель (контактор) для этого насоса. И какой автомат поставить для защиты.

    1. Сергей, здравствуйте. Если однофазный насос, то не меньше 8 ампер (автомат на 10), если трехфазный, то 2,5 ампера (автомат на 6 ампер)

        1. Ну вряд ли вы найдете на 8 ампер пускатель, но даже если и найдете, то пусковой ток будет недолгим, меньше секунды. Если вам будет спокойней, возьмите пускатель на 16 ампер, а автомат на 10 с буквой «С»

  12. Здрав.Есть оборудование 2 двигателя по 132квт 1двигатель 22 квт 1 двигатель18квт и 1 двигатель 4 квт надо запитать от трансформатора 630КВА ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕТ

    1. Николай, здравствуйте. А почему нет? По тем мощностям, что вы озвучили это лишь половина номинальной нагрузки трансформатора. Следовательно еще около 300 кВт у вас не задействованы.

    2. Очень тяжело трансу придется, когда 132 квт будите пускать. Вам нужно сделать пуск звезда-треугольник, тогда пусковой будет примерно 600 ампер,(на звезде) а потом при падении тока переключение на треугольник, если нужно могу схему отправить рабочую, я разрабатывал её для роторной дробилки там затяжной пуск. Привязка по времени. Но правильнее делать привязку по току. При падении пускового тока переключается на треугольник.

  13. Представляю схему переключения звезды в треугольник для 132квт двигателя)оно же пол щитовой займет))

    1. У нас на 1 такой блок идет 3 контактора ИЕК, 2 на 400А — КТИ6400 и один на 300 КТИ5330 (Перемычка) если не считать стоимость кабеля, то Частотник все равно дороже. Щитовая 4Х4 метра щиты по двум стенам, там таких устройств плавного пуска стоит 5 штук на 132 КВт плюс еще вся комутация на 30 двигателей разношерсных, и еще шит КРМ. И еще валом места. А пульт оператора находится на третьем этаже.

  14. Что посоветуете для пуска 132квтных 3000тыс двигателей кроме как схемы перехода со звезды в треугольник?или других вариантов думаю нет тут?проблема с затяжным пуском с последующими(не совсем часто но бывает)вылетом эл двигателя.ждем Ответа.спасибо)

        1. Тоже верно. Все время забываю про них. А еще в свое время просто запускали в несколько приемов. Пуск-10 секунд, стоп-10 секунд (крутится по инерции), снова пуск-стоп, пока не выйдет на рабочий режим.

  15. Добрый день, помогите разобратся! Установлен двигатель на 45 кВт 3000 оборотов, токоизмерительные клешни показывают 62 ампера по каждой фазе, стоит 100А автомат, он греется, энергетик запил… Сидим вот думаем, у нас двигатель много берет или автомат маленький?

    1. Александр, здравствуйте. Ток вполне нормальный для двигателя. Следовательно два варианта, первый, плохой контакт (может быть как на самом двигателе, так и на автомате), лечение — протянуть все соединения, если все хорошо затянуто, значит заменить автомат. Желательно на силовой, он больше по размерам, чем обычные. Лучше один раз потратить 1000 рублей, чем каждый раз приходить к тому, что автомат снова начнет греться. Посмотрите в линейке schneider electrik, ABB, Legrand.

    2. автомат должен греться, ибо в нем стоит биметалическая пластина, нагреваемая протекающим током и изгибающаяся при этом, при превышении тока срабатывания она разрывает цепь и защищает двигатель. Ставить автомат на больший ток ради того , чтобы он не грелся, как советует электрик, нельзя- он не выполнит функцию защиты от перегрузки.

      1. Я советовал не больший ток, а автомат силовой, который по размерам больше, но не по току. А автомат на 100 ампер должен начать греться от токов больше 90 ампер, никак не при 60. Читайте внимательно. И вопроса по выбору автомата не стояло, а двигатель надо защищать тепловым реле, ибо не всегда есть возможность подобрать автомат по двигателю, только наоборот.

        1. Установите ИЕК ВА88-32 с тепловым расцепителем на 100А и эл. магнитным 125А. У них две уставки тока. А вообще правильнее защищать мотор, нужно не автоматом, а тепловым реле, и реле контроля фаз,(Например ЕЛ11) и уставку тока на теплухе ставите такую же как на шильдике мотора, а вот автомат нужен (И нужен ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!) на самый край, например — чтоб весь щит не выгорел в случае пьяного электрика.

          1. Ну вообще-то я так и посоветовал, поставить тепловое реле. А автомат взять СИЛОВОЙ, не больше по току, а больше по размерам, следовательно из-за лучшего охлаждения и более широких контактных пластин он меньше будет нагреваться. Ставить автомат в край тоже не самое верное решение, лучше брать НЕБОЛЬШОЙ запас по причине того, что не всегда тепловой расцепитель в автомате работает верно, все таки для этой цели лучше подходит тепловое реле, в котором можно выставить требуемый ток в очень точных пределах. Либо выбирать автомат по защите линии. Если очень страшно, лучше поставить два тепловых реле, уж одно-то точно сработает, нежели два автомата (они могут сработать как ложно, так и не сработать вовсе.

  16. Добрый день! Есть трехфазный электродвигатель с параметрами 60Hz 2.6 kW 220/380 V 11.1/5.4 A 0.82 cos f. Правильно ли я понимаю, что к нему рабочий конденсатор будет 242mF, а пусковой будет 726mF. Подключать планирую по схеме треугольник. Соответственно формула Cраб=4800*11.1/220=242 mF. Соответственно пусковой в 3 раза больше. Сам электродвигатель от автоподъемника до 3.5Тонн.

    1. Александр, здравствуйте. Да, вы почти правы. Но тут чуть другая ситуация. Во первых, у вас двигатель рассчитан на 60 Гц, значит при работе от 50 Гц немного изменится ток. Так же нужно учитывать момент нагрузки. Чем он выше, тем больше конденсатор (вплоть до максимальной емкости, что вы получили по формуле при максимальной нагрузке). Следовательно, достаточно будет запустить двигатель, скажем со 150 мкФ рабочих, замерить ток и пересчитать по формуле требуемую емкость. Так же можно сделать это опытным путем, либо по напряжению, либо по току. То есть и напряжение и ток в цепи питания и в конденсаторной цепи должны быть одинаковыми, тогда вы получите идеальное электромагнитное поле. Хотя эта идеальность не сильно важна. Моя циркулярка работала с 60 мкФ при мощности 2,2 кВт и током на шильдике примерно равному вашим значениям. Но когда требовалось использовать ее по максимуму я включал второй двигатель на 3 кВт, в котором уже были подключены рабочие конденсаторы, что называется «по полной». Да и не всегда требуется такой большой объем пусковых конденсаторов, опять же тут идет речь о запуске двигателя под полной нагрузкой, когда требуется его по настоящему разогнать. Обычно, в случае частичной нагрузки требуется примерно от одного до двух значений рабочих конденсаторов, рассчитанных по формуле максимального тока, то есть в вашем случае примерно 250-500 мкФ.

      1. Спасибо! На табличке почти стерты значения под 50 hz.
        Подав больше света на табличку удалось увидеть следующие значения: 50hz 2.6kW 230/400V 15.1/8.7A 0.65 cosf. Тогда по формуле: получаем Ср=4800*15.1/220=329 мкФ. Пусковой 329*2~650мкФ. Расчитываю по полной, так как нагрузка в любом случае будет, так как подъемник будет поднимать от 2 тонн до 3.5 тонн груза.

        1. Да, формула верна и расчет верен, но я все же порекомендовал бы сначала нагрузить двигатель. Во всяком случае, если вы будете использовать его как подъемник, то уж точно через редуктор, а значит, хоть и 2-3,5 тонны, но вы не знаете, какая будет нагрузка. Следовательно, нагрузить, замерить ток (добавить конденсаторы вы всегда успеете, а вот продать лишние не всегда), а потом уже рассчитать точное количество. Пусковые, да, можно начать от 650, потому что при нагрузке, если будете поднимать не рывком, а из под веса (то есть груз будет уже в воздухе, а вы решите его еще приподнять после остановки двигателя), вам потребуется хороший пусковой момент. А с рабочими подумайте.

  17. Спасибо еще раз. Подъемник заработал нормально при 150 мкф, смог оторвать машину от земли и поднять на иаксимум. Однако, как Вы и говорили, если машина уже всем весом на подъемнике в воздухе, мотор дальше не поднимает — буду подключать пусковые конденсаторы.

    1. Александр, не факт, что пусковые смогут вам помочь, тут тоже главное не переборщить. Если вы установите слишком большое количество конденсаторов, то исказите круговое поле. Пусковой момент у асинхронных двигателей не слишком большой. Только что опытным путем пробовать. Я рад, что у вас уже хоть что-то получилось 🙂

  18. здравствуйте , прочитал вашу горячую статью , хотел задать один вопрос ,
    а теперь хочу задать кучу вопросов .
    а может нужно моторы большой мощности (100квт) , запускать менее мощными моторами ?

    1. Здравствуйте. Задавайте.
      Может и нужно, но только моторы большой мощности запускают большую нагрузку, с которой менее мощные не справятся. Следовательно, если большой двигатель еще как-то раскрутит большую нагрузку, то менее мощный просто будет стоять.

  19. Здравствуйте. Я новичок в этом деле поэтому нужна помощь. Есть вентилятор со своими данными(они имеются) он уже установка и работает, так вот, надо проверить его по рабочему току, мерим клещами и значение тока на одной фазе это и есть номинальный? или надо суммировать токи на трех фазах? если можно напишите формулу вычисления. Спасибо

    1. Саня, здравствуйте. Если вентилятор трехфазный, то по фазам токи, как правило одинаковые, следовательно, номинальный ток вы можете замерить по любой из фаз, а вот если вам надо посчитать мощность, то надо ток фазы умножить на напряжение фазы (220 вольт) и умножить на 3.

  20. а не подскажите как измениться потребляемая энергия двигателя 3фазного мощность 90кВт 250об/мин если я поставлю частотный преобразователь и скорость вращения двигателя уменьшится до 200об/мин?

    1. Валерий, здравствуйте. Смотря что у вас на валу. Если какой-нибудь вентилятор, то конечное же потребляемая мощность уменьшится. Если нагрузка не изменится (например привод какой-нибудь машины или агрегата, которому нужно все 90 кВт), то потребляемая мощность так и останется 90 кВт. Суть не в уменьшении оборотов, а в нагрузке, которая остается на валу вашего двигателя. Сам двигатель потребляет не так уж и много, по факту, возьмите значение КПД умножьте на 90 кВт и вы получите цифру, которую потребляет непосредственно сам двигатель на холостом ходу. Вся остальная нагрузка дает повышение развиваемой мощности согласно нагрузке. Загрузили на 50 кВт, значит мощность холостого хода+50 кВт, независимо от количества оборотов.

  21. Здравствуйте, хочу сделать пресс из 5,5 квтника 1500 оборотов и сделать редуктор из 3 махавиков. Кто нибудь знает как можно посчитать силу крутящий момент давление и все остальные параметры?

    1. Здравствуйте. Посчитать довольно просто. Из паспорта находите характеристики вашего двигателя (крутящий момент и т.д.). Далее считаете передаточное число своего редуктора. Предположим 1:10. Если редуктор повышающий, то есть на выходе вы получите 15000 оборотов (умножаем на 10), то крутящий момент, мощность конечного устройства уменьшатся в 10 раз и наоборот, если редуктор понижающий, то на выходе получаете 150 оборотов, но мощность и крутящий момент увеличиваются в 10 раз.

  22. Коллеги,приветствую!
    Подскажите ответ на конкретный вопрос. Какова правильная формула для определения фактической потребляемой мощности трехфазного электродвигателя, при известной силе тока и напряжении в сети (380в) при подключении по схеме треугольник.
    У меня при работе (под нагрузкой) 90кВт двигателя Iф = 62A. Я считаю мощность как P=3*220(Uф)*62*0,72(cos фи). Понимаю здравым смыслом что если формула в целом верна, то не хватает ещё рассеянной энергии (те результат поделить на КПД). Это будет правильно, или размышления совсем не в ту сторону?
    Спасибо!

    1. Андрей, здравствуйте.
      S= U*I*1.73 (ВА) Полная мощность двигателя
      P= U*I*1.73*cos(fi) (Вт) Активная мощность двигателя
      Q= U*I*1.73*sin(fi) (ВАр) Реактивная мощность двигателя

      S= √(P^2+ Q^2) (ВА) полная мощность двигателя
      __________
      Активная мощность вычисленная по формуле
      P= U*I*1.73*cos(fi) это не та мощность, что на шильдике. Это мощность потребляемая из сети.
      А та, что на шильдике — это та мощность, что на валу.
      Она в кпд раз меньше, чем потребляемая.
      P_на_валу= Р_на_шильдике= Номинальная_мощность_мотора= U*I*1.73*cos(fi)*кпд

      1. Опытный Электрик, спасибо за внятный ответ! Это редкость в наше время.
        Подскажите, если не сложно, один момент. Мы измеряем силу тока путём заведения одной фазы от автомата питпающего двигатель (в момент когда двигатель работает под нагрузкой)в центр токоизмерительных клещей. И как раз нужно узнать мощность потребляемую из сети… Мощность на шильдике известна, 90 кВт, но цель вычислить именно потребление.
        Тогда P = U * I * cos(fi) и это умножить на 3, или на корень из 3 (1,73)? Мы измерения делаем клещами на одной фазе, получается нужно на 3 умножить и напряжение брать нужно фазное (220v)? Или нет? 🙂

        1. Андрей, здравствуйте. Замеряете ток по одной фазе. Поскольку в двигателе по каждой обмотке протекает одинаковый ток, нагрузка равномерна, то считать можно по двум формулам P = 3*Uф*I* cos(φ) = 1,73Uл*I* cos(φ). То есть, либо ток умножается на 3*220 (три фазы и фазное напряжение), либо на 1,73*380. Результат чуть отличается, но в целом один и тот же. Второй вариант, чуть посложнее. Взять обычный трехфазный счетчик (например «Меркурий», который учитывает все токи: активный, реактивный, полный) и дать минут 10 поработать двигателю, тогда получите очень точные показания.

          1. Опытный Электрик, добрый день!
            Ещё раз спасибо за подробный ответ, про счётчик думали, но его нужно купить и научиться присоединять… Мы это сделаем но немного позже. Пока решили сделать замеры клещами и перемножить на остальные известные :). Это нужно для понимания энергоёмкости производства, на 1т продукции. Решили что сильно не ошибёмся если пойдём расчётным путём. А к осени подготовимся и перепроверимся счётчиком.
            Ещё раз спасибо!
            PS Если Вы в Питере (или около) — дайте контакт, пообщаемся, может найдем точки для сотрудничества.

          2. Андрей, здравствуйте. К сожалению или к счастью (кому как) я гораздо дальше, чем вы можете себе представить 🙂 Город Благовещенск, Амурская область, Дальний Восток :)))))) Если что, обращайтесь.

  23. Ха, Земля и вправду круглая. Вы почти сосед, тк я родом из известного Вам Хабаровска )) Сейчас судьба закинула в Питер.
    Если что — обращусь обязательно, только непонятно как тут увидеть email или какой другой контакт 🙁
    Если что мой адрес bondarey (на) gmail (точка) com 🙂

    1. Андрей, здравствуйте. На почту вам сейчас отправлю письмо. А я родом из Иваново (800 км от Питера), а в Питере был несколько раз, у меня в Ломоносове сестренка двоюродная живет. Мои данные тут не увидеть, только я могу видеть ваши данные 🙂

  24. Здравствуйте!
    Такой вопрос: меряем ток на 3х фазном двигателе и на одной из фаз ток больше на 5 ампер чем на 2х других(40А и 45А соотв.). Меряли и на двигателе и в щитовой возле автомата — результат одинаковый.
    Почему так может происходить?
    Спасибо.

    1. Олег, здравствуйте. Вообще, 5 ампер, это уже почти киловатт. То есть, на обычные погрешности тут не свалишь. Тут либо одна обмотка имеет меньшее сопротивление, чем две другие (это просто очень большая редкость), но может быть и нюанс: напряжение на одной фазе выше чем на двух других. Ибо ток это напряжение деленное на сопротивление, сопротивление принимается константе и получаем прямую зависимость тока и напряжения, то есть, чем выше напряжение, тем выше ток, тем больше потребляется мощности.

  25. Здравствуйте !Скажите есть ли в паспорте эл. дв. данные о потреблении электроэнергии на холостом ходу . Я имею ввиду трех. фазн . Спасибо .

  26. Уважаемые специалисты! Большая просьба, пишите единицы измерения правильно: ток — А, напряжение — В (кВ), мощность — Вт (кВт), сопротивление — Ом. Указанные единицы приняты по фамилиям физиков — пишутся с заглавной буквы! Надеюсь на понимание.

    1. Вячеслав, здравствуйте. Конкретно в этой статье кроме нескольких грамматических ошибок и математических (не слишком существенных, причем самая главная «кВт*ч» не должно писаться как «кВт\ч» или «кВт/ч»). Ну а по поводу других статей могу сказать, что пишут их копирайтеры и они не всегда понимают смысл написанного и бороться с этим можно только одним способом, вы можете писать статьи самостоятельно. Никто не запрещает и даже (конкретно на этом сайте) поощряют.

  27. Здравствуйте! Для уменьшения затрат на электричество решил сделать такую схему. От сети 380В асинхронный двигатель на 11кВт 3000об/мин через ременную передачу на асинхронный генератор 0,4кВ 12кВт 1500об/мин, а от генератора на электрический котёл 9кВт. Как вы считаете могу рассчитывать на экономию или не заморачиваться, а включить котёл на прямую.

    1. Михаил, уменьшить затраты вы можете только получением халявной энергии (солнце, ветер, вода, бензин, тепло и т.д.). Во всех остальных случаях это всегда потери. Потери холостого хода на генераторе и двигателе, потери на трение в подшипниках и ременной передачи, потери на КПД двигателя и генератора, потери на намагничивание ротора и статора и обмотку возбуждения генератора и все это ваши деньги, которые вы тратите на их преодоление (навскидку не меньше 15%). Так что самый верный вариант это включение напрямую.

        1. Самые минимальные потери в активной составляющей, реактивная это всегда потери. Котел это чисто активное сопротивление (если он электрический на ТЭНах, а не на каких-нибудь хитроумных приспособлениях содержащих реактивную часть преобразования электроэнергии. Просто подумайте, где самое высокое КПД в аналоговых приборах (трансформаторы) или цифровых (электронных). Электроника работает на постоянном напряжении и токе, плюс полупроводниковые приборы, которые тоже не имеют реактивной составляющей, и как результат, малые потери и высокий КПД. Двигатели и генераторы никогда не приблизятся (в ближайшем будущем) по КПД к электронным компонентам. Но в любом случае, любое преобразование, электронное ли, аналоговое ли, это потери. ВСЕГДА. Где-то больше, где-то меньше, но потери будут. Простой пример. Вы берете флягу на 50 литров. Понимаете, что не донесете или не перенесете, но сможете перетаскать в бутылочках по 200 мл (условно). Теперь вы разливаете флягу по бутылочкам. Какое бы вы хитрое условие не придумали, вы все равно потеряете часть влаги, которая попросту испариться, пока вы будете разливать воду. Потом то же самое будет, когда вы с бутылочек будете сливать в большую флягу, часть воды останется в маленьких бутылочках. Казалось бы, небольшая часть воды, не больше 1-2% НО ПОТЕРЯ ЭТОЙ ВОДЫ БУДЕТ!!! какие бы хитроумные приспособления вы не придумали. И это простой пример. Более сложный — большой термос и маленькие термосы. Перенос одного большого термоса даст меньшую потерю температуры, нежели разлив кипятка по нескольким термосам и потом обратный слив. Тут уже потери будут 10-15% и т.д. Выводы делайте сами.

  28. Подскажите как определить мощность двигателя .Шильдик не читаем. 1966 год однофазный с пусковой обмоткой. Вал на 16 мм. Ток по осцилке 1,8 ампер на рабочей обмотке.Ток 5ампер на пусковой обмотке. Двигатель без нагрузки . При включении через кондёр в 6микфрпусковой обмотки двигатель запускаеться и ток падает на рабочей обм до 1,3 ампера. Мне нужен для агрегата не мение киловата подскажите кто в курсе. Спасибо.

    1. Николай, здравствуйте. Вряд ли вам кто поможет. Можно приблизительно рассчитать по сечению провода. Ну или искать старые документы и высматривать по характеристикам свой двигатель. По современным справочникам очень легко ошибиться, ибо размеры могут вдвое-втрое превышать размеры современных двигателей при тех же размерах по мощности.

  29. В статье заметил две ошибки:
    1) на табличке электродвигателя указывается не активная электрическая мощность, а механическая мощность на валу;
    2) там где «как определить потребляемый ток электродвигателя» умножая мощность на 2 получим ток для треугольника а не для звезды (см. фото таблички)

    1. Олег, здравствуйте. Часто статьи пишут копирайтеры, которые по той или иной причине не могут найти себе работу, а вот компьютер и доступ в сеть без проблем. Следовательно, как правило, статьи нельзя считать грамотными. Есть много требований к тексту и одно из них уникальность, а чтобы этого добиться, приходится заменять слова на синонимы, вот и получается, что статей много, а первоисточник один и он даже может быть грамотным, но найти его теперь на просторах интернета сложно. Для того я тут и существую, чтобы отвечать на разные непонятицы и вопросы, возникающие у читателей. А вам спасибо, что указываете на ошибки. Я это учитываю, когда отсылаю людей на какие-то статьи.

      1. К сожалению, Вы правы. За десять лет мою диссертацию и научные статьи разобрали на цитаты, и теперь ссылаясь на собственные роботы, я рискую стать плагиатором.

        1. Думаю, не все так страшно 🙂 Ссылаться на собственные работы законом не запрещено, но продать статью может быть проблематично, поскольку она должна быть видите ли «уникальной» и никак иначе 🙂 А значит, остается либо делать свой сайт и не сильно париться по поводу уникальности, главное, чтобы точно не было плагиата, либо изобретать велосипед. А ведь интернет задумывался в помощь людям и поиске информации :))))) Только на деле в последнее время это большая головная боль. Есть несколько стОящих сайтов, а все остальное плагиат, чтобы зарабатывать на партнерских ссылках 🙂 Такая вот проза жизни. Но если принять во внимание, что раньше мы неплохо жили без интернета, по сути ничего не изменится, если пользоваться им в ограниченных количествах. Я например, отвечаю на комментарии на этом сайте, бывает пишу статейки для простых обывателей, захожу на несколько сайтов по интересам и скачиваю фильмы и сериалы (даже в соцсети редко захожу и то по необходимости, чтобы пообщаться с родными) и нисколько не страдаю 🙂

    1. Николай, здравствуйте. Нужно открыть учебник физики за 8-9 класс, где проходили эти разделы. Вариант есть только такой, что добавляется шунт, который нужно подобрать правильно. Вольтметр и амперметр работают по разным принципам. У вольтметра катушка подключается на плюс и минус (фазу и ноль), а амперметр ставится в разрыв провода. То есть у вольтметра должно быть большое внутреннее сопротивление, а у амперметра маленькое, поэтому шунт будет выполнять роль маленького сопротивления, по которому будет протекать ток, а вольтметр будет регистрировать ток, который будет протекать и по нему, но значительно меньший, чем будет протекать по шунту. Останется только просчитать какого сопротивления должен быть шунт, чтобы его хватило на нужный ток, и посчитать шкалу вольтметра, как амперметра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Наверх