Защита асинхронного двигателя

Советы электрика
Нет комментариев
412 просмотров

Защита асинхронного двигателяПоломка любого вида оборудования влечет к неприятным потерям, но особенно это касается серьезного промышленного оборудования, каким являются, например, асинхронные двигатели. Исправная работа электродвигателей асинхронного типа зависит от многих факторов. Прежде всего, мощность и выбранный режим работы должны соответствовать характеристикам двигателя. Кроме того, очень важно учесть, чтобы использовались подходящие провода, кабеля, оборудование для пуска и регулировки. Но тем не менее при всех верных исходных данных могут возникать форс-мажорные ситуации и аварийные режимы работы. Для нивелирования повреждений, а также своевременного отключения двигателя от сети для предотвращения аварии, используется защита асинхронного двигателя.

Какие аварии бывают?

К сожалению, вероятность появления аварий никак не зависит от того, насколько грамотно и правильно спроектирована наша сеть. Но их последствия можно свести к минимуму.

Наиболее типичные и часто встречающиеся аварийные режимы – это короткие замыкания и тепловая перегрузка, возникающая в двигателе.

Места возникновения короткого замыкания могут быть различны – это могут быть обмотки, выводная коробка двигателя, провода и кабели как части внешней силовой цепи, они могут затрагивать нулевой провод или цепь управления, а также распространены замыкания, возникающие в витках обмотки.

Если обратиться к классификации, то почти все аварийные режимы можно разделить на две больших группы – короткие замыкания и тепловые перегрузки.

При этом замыкания могут быть однофазными и многофазными (три и две фазы). Места возникновения этих аварии подразделяются на несколько видов, это могут быть обмотки двигателя, его выводная коробка, внешняя силовая цепь, к которой, в свою очередь, относятся кабели, провода, контакты. Кроме того, короткое замыкание может возникать в результате замыкания на корпус или ноль фазы. Еще отметим замыкание, которое возникает в цепях управления, а также между витками обмотки (такие называются витковыми).

Стоит сказать, что именно замыкание относится к наиболее вредоносным и представляющим опасность поломкам. Это связано с тем, что в этом случае значения токов могут быть очень высокими, во много раз превосходящими нормальные. В результате их теплового и динамического действия может повредиться электроустановка в целом.

Возникновение тепловых перегрузок связано с прохождениям по обмотке тока повышенного значения. Возникает в результате технологических причин, при запуске двигателя в сложных условиях, в тот момент, когда напряжение в сети долгое время понижено. Также условия для тепловой перегрузки могут возникнуть, когда выпадает фаза внешней цепи или обрывается провод в обмотках. Иногда причиной этого аварийного режима становится отсутствие надлежащих условия для охлаждения электродвигателя.

В результате воздействия тепловых нагрузок ускоряется процесс старения и выхода из строя изоляции, что, в свою очередь, может спровоцировать короткое замыкание.

Защищаем асинхронный двигатель

Как видно из предыдущего описания, да в общем и так понятно, аварийные режимы – это опасно для двигателя. Именно поэтому следует пользоваться превентивными средствами защиты, которые, в случае чего, помогут свести последствия поломки к минимуму.

Основной и самый часто использующийся способ защиты – это электрическая защиты. Она делится на несколько видов по виду поломок и внештатных рабочих режимов.

  1. Защита от короткого замыкания. Этот способ позволяет отключить двигатель, если в цепях управления или силовой возникает короткое замыкание. Для этого вида защиты применяются приборы с использованием электромагнитных реле, автоматических выключателей, плавких предохранителей. Срабатывают они почти моментально.
  2. Защита от перегрузок. Этот вид позволяет предохранить двигатели не только от значительных по величине, но и от длительных и незначительных по величине перегрузок. Для этого используются приборы с температурными и тепловыми реле, выключатели, срабатывающие под действием теплового расцепителя или часового механизма. Отключение в этом случае проводится после небольшой временной выдержки, которая зависит от силы перегрузки (чем больше перегруз, тем быстрей защита отключает двигатель).
  3. Защита от случаев, когда напряжение понижается или исчезает (еще называется нулевой защитой). Для нее используются электромагнитные аппараты, которые отключают двигатель, если напряжение падает или исчезает.
  4. Защита специальная, необходимая для защиты от работы на 2 фазах. Отключает двигатель, если происходит обрыв одной из фаз и в результате может быть перегрев или остановка под действием тока. Для нее предусмотрено использование и тепловых, и электромагнитных реле.

Есть еще ряд специальных защит, например, от повышения напряжения или от увеличивающейся скорости, с которой вращается привод.

Для реализации электрической защиты применяются разнообразные приборы, о которых мы кратко упоминали при описании каждого вида защиты. Каждый из них может быть направлен только на один вид защиты (например, плавкий предохранитель вообще может быть применен только один раз) или же может выполнять несколько видов одновременно (к этой категории относятся автоматические выключатели, различные виды реле).

Выбор конкретного способа защиты зависит от совокупности факторов. Следует учитывать мощность и условия работы двигателя, есть ли постоянный обслуживающий его персонал. Кроме того, очень информативен может быть анализ частоты аварий в месте установки двигателя (например, по цеху).

При монтаже защиты очень важно, чтобы она отличалась простотой в эксплуатации и высокой степенью надежности. Защиты от коротких замыканий монтируется для любого вида двигателя вне зависимости от других факторов. Защита тщательно регулируется, ведь от этого зависит ее скорость срабатывания и эффективность в целом. Советуем вам уделить этому аспекту самое пристальное внимание, если вы хотите, чтобы двигатель работал долго и исправно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Наверх