Как проверить электродвигатель мультиметром

Советы электрика
Нет комментариев
567 просмотров

Как проверить электродвигатель мультиметромС помощью этого прибора можно, к примеру, уяснить разницу между рабочей и пусковой обмоткой. Первая всегда имеет показатели сопротивления больше в несколько раз. Поэтому, выяснив как проверить электродвигатель мультиметром, мы получаем достоверную информацию о состоянии всех его узлов.

Устройство двигателя

При всем разнообразии моделей общим в устройстве двигателей остается наличие стационарно неподвижной и движущейся частей конструкции. При осмотре статора и ротора потребуется обязательно выяснить места намотки проволоки из меди. Существует три варианта:

  1. Намотка имеется и на подвижной части, и на фиксированной.
  2. Катушки располагаются на роторе.
  3. Альтернативный предыдущему способ – расположение проволоки на статоре.

Что касается прочих параметров, тестирование асинхронного оборудования не доставит каких-либо трудностей в сравнении с коллекторными модификациями. Отличия имеются в специфике рабочего процесса прозвона, а методика оценки состояния электродвигателя не меняется. Диагностика подобным способом не требует скрупулезного изучения всех конструктивных особенностей.

Ротор

При наличии в трехфазной модели катушек на подвижной части определяемся с токосъемниками.

Графитовые щетки

При коллекторном варианте, имеющем четко выраженные секции на барабане, необходимо прозвонить все элементы. Противоположные секции окружности будут выполнять функции выводов.

Поочередно измеряем тестером показатели сопротивления, которые в омах не должны превышать допустимый предел погрешности. Фиксация обрыва определяется фактом замыкания или бесконечно большого сопротивления. Очистка барабана не приносит результатов, что свидетельствует о перегорании катушки. В отдельных случаях показатель сопротивления практически равен нулю.

При помощи обычной двенадцативольтовой Кроны производится соединение сопротивлением незначительной величины порядка 20 Ом с роторной катушкой. Значение R1/R2 = U1/U2 подсчитывается из пропорции, в которой учтены измерения падения напряжения на добавочном резисторе либо катушке. Требуемые параметры погрешности обеспечит только высокоточный резистор, серии Е48 и более.
В описываемом случае мощность около 7 Вт обеспечит значение тока 0,5 А.

Графитовые щетки

Непрерывные кольца

При варианте с наличием подобных элементов мы имеем перед собой синхронную модель или асинхронный образец с ротором фазного типа. По количеству колец определяем число фаз и приступаем к тестированию
Соединение методом «звезды» всегда предполагает одинаковые параметры сопротивления между каждой парой контактов. При наличии оборудования, способного давать напряжение до 500 В, необходимо выполнить прозвон на корпус. Двигатели на 12 В лучше не подвергать подобному испытанию, у них обмотка может не выдержать нагрузки из-за стандартного показателя изоляции 20 МОм.

Для других моделей мы получим одинаковое сопротивление между контактами, если ротор в исправном состоянии. Короткое замыкание очень часто будет решением для системы с нейтралью глухозаземленного вида.

Статор

Следующий этап прозвона – проверка неподвижной части двигателя. Этот процесс менее трудоемкий, ведь мы имеем дело с простой конструкцией. Даже, если часть обмоток являются возбуждающими, достаточно узнать сопротивление каждой из них. В однофазных цепях встречаются пусковые обмотки, а сопротивление катушки имеет повышенные показатели. Рассмотрим выполнение распределения в случае с тремя контактами:

  • для обеих обмоток есть общий провод с подачей нуля;
  • вход рабочей катушки фазного исполнения;
  • напряжение 220 В подается через конденсатор на конец пусковой обмотки.

Определение различий по сопротивлению – номинал наибольшей величины присутствует между фазными входами, оставшийся конец будет нулевым проводом. Последующее деление производится аналогично с вышеуказанным способом. Разница между контактом и нулем максимальная для пусковой катушки, а остальные концы принадлежат рабочей катушке. Есть такие электродвигатели, в которых обе катушки выполнены как рабочие. Параметры сопротивления между ними не столь велики.

Двигатели с повышенной мощностью коллекторного типа могут иметь дополнительные полюса, намотанные в один слой.

Кроме необходимости прозвонить трехфазный двигатель с применением мультиметра, необходимо произвести измерение параметров изоляции на корпус.

Дополнительные нюансы конструкции

Для оптимизации защитных функций и работы применяются различные добавления в устройство электродвигателя. Для соединения корпуса со щетками существуют варисторы, способные замыкать искру на корпус при возникновении высокого напряжения. Таким образом, удается избежать явления кругового огня на коллекторе, разрушающего оборудования.

Кроме этого, электродвигатель может быть обустроен:

  • контролирующие нагрев изоляции термопредохранители. Устанавливаются эти элементы под изоляционным слоем обмотки либо на корпусе. С помощью наружных выводов очень легко прозвонить их мультиметром. В исправном состоянии предохранитель должен вызвать короткое замыкание.
  • популярный способ – замена вышеуказанных элементов температурными реле замкнутого и разомкнутого типа. После анализа полученной в результате измерений информации можно определяться с последующими действиями.
  • тахометры или датчики оборотов применяются во многих электробытовых устройствах. Оптимальным методом измерения остается съем двигателя и подача питания только на датчик. При конструкции с постоянным магнитом на роторе достаточно вращения оси рукой для фиксации мультиметром импульсов на выходе датчика.
    При отсутствии магнита нужно изъять сенсор и проверить рабочее состояние датчика. Главная функция этих элементов – контроль параметров скорости вращения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Наверх